Главная » Статьи » Проповедь |
В разделе материалов: 30 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 » |
Участие христиан-некатоликов в Евхаристическом богослужении (Бенедикт XVI) Дорогие братья и сестры! Говоря об участии человека в Евхаристическом богослужении, мы неизбежно сталкиваемся с темой христиан, принадлежащих к Церквам или церковным общинам, которые не находятся с полном общении с Католической Церковью. В связи с этим следует сказать, что внутренняя связь, существующая между Евхаристией и единством Церкви, с одной стороны, заставляет нас страстно желать наступления дня, когда мы сможем совершать вместе со всеми верующими во Христа божественную Евхаристию и тем самым выразить видимым образом полноту единства, которого Христос желал для Своих учеников (ср. Ин 17,21). |
Actuosa participatio - Подлинное участие (Бенедикт XVI) Дорогие братья и сестры! II Ватиканский Собор справедливо сделал особый акцент на активном, полном и плодотворном участии всего Народа Божия в Евхаристическом богослужении. Несомненно, произошедшее за эти годы обновление способствовало значительному прогрессу в направлении, предвещенном Отцами Синода. Тем не менее, не следует скрывать тот факт, что иногда проявлялось некоторое непонимание именно в смысле этого участия. Поэтому необходимо прояснить, что под этим словом не нужно понимать какую-то простую внешнюю деятельность во время богослужения. Действительно, активное участие – такое, каким его желал Собор – следует понимать в более существенных терминах, начиная с большего осознания совершаемой тайны и ее связи с повседневным существованием. Все еще полностью остается в силе рекомендация соборной Конституции «Sacrosanctum Concilium», которая призывала верных присутствовать на Евхаристической литургии «не как посторонние и немые зрители», но участвовать «сознательно, благочестиво и деятельно в этом священнодействии». И далее, развивая размышление, говорится: чтобы верные «поучались Словом Божиим, подкреплялись трапезой тела Господня, воздавали благодарение Богу, принося непорочную жертву, причем не только руками священника, но и вместе с ним учились приносить в жертву самих себя и изо дня в день через Христа Посредника совершенствовались в единении с Богом и друг с другом». |
Структура Евхаристического богослужения (Бенедикт XVI) Дорогие братья и сестры! После того, как я упомянул в прошлой проповеди главные элементы ars celebrandi, мне хотелось бы привлечь более пристальное внимание к некоторым частям Евхаристического богослужения, которые в наше время нуждаются в особой заботе, с целью остаться верными глубокому желанию литургического обновления, выраженному II Ватиканским Собором, в духе преемственности со всей великой церковной традицией. Внутреннее единство литургического действа Прежде всего необходимо поразмышлять над внутренним единством обряда Святой мессы. Как в катехизации, так и в манере служения [литургии] не следует давать повод для видения двух отдельных частей обряда. Литургия Слова и Евхаристическая литургия – кроме обрядов введения и заключения – «так тесно связаны одна с другой, что составляют единое священнодействие». Действительно, между Словом Божиим и Евхаристией существует внутренняя связь. При слушании Слова Божия рождается или укрепляется вера (ср. Рим 10,17); Слово, ставшее плотью, дает нам Себя в Евхаристии в качестве духовной пищи. Так, «из двух трапез – Слова Божия и Тела Христова – Церковь получает и преподает верным Хлеб жизни». Поэтому следует постоянно помнить, что возглашаемое и возвещаемое Церковью в литургии Слово Божие ведет к Евхаристии как к своей врожденной цели. |
Любовь к Господу и заповеди Господни Во имя Отца и Сына и Святого Духа «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». (Иоан.14:21) «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1 Иоанна 5:3) В Святом Евангелии, есть замечательные слова Господа нашего Иисуса, которые как нельзя лучше характеризирует смысл Св. Писания: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».(Иоан.14:15., Иоан.14:21., Иоан.15:10) |
Искусство на службе литургии (Бенедикт XVI) Дорогие братья и сестры! Глубокая связь между красотой и литургией должна заставить нас быть внимательными ко всем формам художественного выражения, поставленным на службу литургии. Важным компонентом сакрального искусства является, несомненно, архитектура церквей, в которых следует выдвинуть на первый план единство между элементами собственно пресвитерия: алтаря, креста, дарохранительницы, амвона, место предстоятеля. В связи с этим следует помнить, что цель сакральной архитектуры заключается в том, чтобы обеспечить Церковь, совершающую тайны веры, особенно - Евхаристию, наиболее приспособленным пространством для достойного проведения литургии. |
Ars celebrandi – искусство надлежащего Богослужения (Бенедикт XVI) Дорогие братья и сестры! Я неоднократно говорил о необходимости преодолевать любое возможное разделение между ars celebrandi, то есть искусством надлежащего [бого]служения, и actuosa participatio - полного, активного и плодотворного участия [в нем] всех верных. Действительно, самый первый способ, который способствует участию Народа Божия в священном обряде, – это соответствующее совершение самого обряда. Искусство надлежащего Богослужения (Ars celebrandi), есть лучшее условие для активного участия народа в священном обряде (actuosa participatio). Ars celebrandi (Искусство надлежащего Богослужения), проистекает из верного послушания литургическим нормам в их полноте, поскольку именно этот способ обеспечивает на протяжении двух тысяч лет жизнь веры всех верующих, которые призваны переживать богослужение как Народ Божий, царственное священство, святой народ (ср. 1 Петр 2,4-5.9). |
ЕВХАРИСТИЯ, ТАЙНА, ЧТОБЫ ЕЕ СОВЕРШАТЬ (Бенедикт XVI) «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин 6,32) Lex orandi (закон молитвы) и lex credendi (закон веры) Дорогие братья и сестры! Я много размышлял над внутренней связью между евхаристической верой и богослужением, выявляя связь между lex orandi (закона молитвы) и lex credendi (законом веры) и подчеркивая первенство литургического действия. Евхаристию следует переживать как реально совершаемую тайну веры, с ясным осознанием того, что «понимание веры (intellectus fidei) изначально всегда находится в связи с литургическим действием Церкви». В этой области богословская мысль не может ни в коем случае абстрагироваться от сакраментального порядка, установленного Самим Христом. С другой стороны, литургическое действие никогда не следует рассматривать в общем, абстрагируясь от тайны веры, поскольку источником нашей веры и Евхаристической литургии является одно и то же событие: дар, который соделал Христос из Себя в пасхальной Тайне. |
Евхаристия и Дева Мария (Бенедикт XVI) Дорогие братья и сестры! Из связи между Евхаристией и отдельными Таинствами и из эсхатологического значения святых тайн возникает в своей целостности облик христианской жизни, призванной быть в каждое мгновение духовным культом, благоугодным Богу приношением. И если истинным является то, что мы все еще находимся на пути к полному свершению нашей надежды, то это не лишает нас возможности уже сейчас с благодарностью признать, что то, что даровал нам Бог, находит совершенное воплощение в Деве Марии, Матери Божией и нашей Матери: Ее Успение, Взятие в небо в теле и душе, является для нас знаком твердой надежды, поскольку оно указывает нам, паломникам во времени, ту эсхатологическую цель, которую уже сейчас дает нам предвкусить таинство Евхаристии. В Пресвятой Марии мы видим также совершенное исполнение сакраментального способа, которым Бог достигает человеческое творение и вовлекает его в Свою спасительную инициативу... |
Евхаристия и Эсхатология (Бенедикт XVI) Евхаристия: дар странствующему человеку Дорогие братья и сестры! Если истинно то, что Таинства есть реальность, принадлежащая Церкви, странствующей во времени навстречу полному проявлению победы воскресшего Христа, то столь же истинным является то, что нам дано предвкусить – особенно в Евхаристической литургии – эсхатологическое свершение, к которому движутся каждый человек и все творение (Рим 8,19). Человек создан для истинного и вечного счастья, которое ему может дать только любовь Бога. Однако наша раненная свобода потеряла бы ориентир, если бы не было возможно ощутить уже сейчас что-то от будущего свершения. Впрочем, каждому человеку – чтобы идти в правильном направлении – необходимо быть ориентированным к конечной цели. Этой высшей целью, в реальности, является Сам Господь Христос, победитель греха и смерти, Который делает Себя присутствующим нам особым образом в Евхаристическом богослужении. Так, будучи пока «пришельцами и странниками» (1 Петр 2,11) в этом мире, в вере мы уже участвуем в полноте воскресшей жизни. Евхаристическая трапеза, открывая свое глубоко эсхатологическое измерение, идет на помощь нашей свободе в пути. |
Евхаристия и Брак (Бенедикт XVI) Евхаристия, брачное таинство Дорогие братья и сестры! Евхаристия, таинство любви, показывает особую связь с любовью между соединенными в браке мужчиной и женщиной. Углубление этой связи является потребностью, свойственной нашему времени. Папа Иоанн Павел II неоднократно подтверждал супружеский характер Евхаристии и ее особую связь с таинством Брака: «Евхаристия есть Таинство нашего Искупления. Это таинство Жениха и Невесты». Впрочем, «вся христианская жизнь носит отпечаток супружеской любви Христа и Церкви. Уже Крещение, вводящее в Народ Божий, есть брачная тайна: оно – словно брачное омовение, предшествующее брачному пиру, Евхаристии». Евхаристия неисчерпаемым образом укрепляет нерасторжимое единство и любовь каждого христианского брака. В нем – в силу таинства – брачные узы внутренне соединены с евхаристическим единством между Христом-Женихом и Церковью-Невестой (ср. Еф 5,31-32). Взаимное согласие, которое дают друг другу муж и жена во Христе и которое делает их общиной жизни и любви, оно также имеет евхаристическое измерение. Действительно, в богословии св. Павла супружеская любовь является сакраментальным знаком любви Христа к Своей Церкви, любви, достигающей своей кульминации в Кресте, являющимся выражением Его «брака» с человечеством и – одновременно – началом и сердцем Евхаристии. Поэтому Церковь проявляет особую духовную близость ко всем, кто основал свою семью на таинстве Брака. Семья – домашняя Церковь – является главным пространством жизни Церкви, особенно из-за решающей роли в отношении христианского воспитания детей. В этом контексте я рекомендую вам признать исключительную миссию женщины в семье и в обществе – миссию, которую следует защищать, беречь и развивать. Ее роль супруги и матери является непреложной реальностью, которую никогда не следует принижать. |