Главная » Статьи » Проповедь » Проповедь |
Искусство на службе литургии (Бенедикт XVI) Дорогие братья и сестры! Глубокая
связь между красотой и литургией должна заставить нас быть внимательными ко
всем формам художественного выражения, поставленным на службу литургии. Важным
компонентом сакрального искусства является, несомненно, архитектура церквей, в
которых следует выдвинуть на первый план единство между элементами собственно
пресвитерия: алтаря, креста, дарохранительницы, амвона, место предстоятеля. В
связи с этим следует помнить, что цель сакральной архитектуры заключается в
том, чтобы обеспечить Церковь, совершающую тайны веры, особенно - Евхаристию,
наиболее приспособленным пространством для достойного проведения литургии.
Действительно, природа христианского храма определена самим литургическим
действом, которое включает в себя собрание верных (ecclesia), «живых камней»
храма (ср. 1 Петр 2,5). Этот же принцип действителен для всего сакрального
искусства в целом, особенно для живописи и скульптуры, в которых религиозная
иконография должна быть ориентирована к сакраментальной мистагогии. Углубленное
знание форм, которые сакральное искусство сумело выработать на протяжении
веков, может оказать большую помощь тем, на ком лежит обязанность заказывать
архитекторам и художникам произведения искусства, связанные с литургией.
Поэтому необходимо, чтобы в формирование семинаристов и священников была
включена в качестве важного предмета история искусств с особым акцентом на
культовые сооружения в свете литургических норм. Одним словом, во всем, что
касается Евхаристии, должен быть вкус к прекрасному. Следует проявлять также
заботу и внимание к облачениям, к убранству, к священным сосудам, дабы,
соединенные между собой органичным и упорядоченным образом, они питали
изумление тайной Бога, проявляли единство веры и укрепляли набожность. Литургическое пение В ars celebrandi (Искусство надлежащего Богослужения) важное место отводится литургическому пению. Св. Августин в одной из своих знаменитых проповедей с полным правом утверждает: «Новый человек знает, какая она – песнь новая. Пение есть выражение радости и – если задуматься об этом немного глубже – оно есть выражение любви». Собравшийся на богослужение Народ Божий поет хвалу Богу. За свою двухтысячелетнюю историю Церковь создала и продолжает создавать музыку и песни, представляющие собой достояние веры и любви, которое не должно быть утрачено. Воистину, в литургии мы можем сказать, что одна песня стоит другой. В связи с этим следует избегать жанровой импровизации или введения музыкальных жанров, не отвечающих смыслу литургии. В качестве литургического элемента пение должно включаться в свойственную богослужению форму. Вследствие этого все – в тексте, мелодии, исполнении – должно соответствовать смыслу прославляемой тайны, частям обряда и литургическому времени. Наконец, принимая во внимание разные направления и весьма похвальные различные традиции, я все же хочу, как об этом просили Отцы Синода, чтобы была дана должная оценка григорианскому пению, в качестве пения, свойственного римской литургии. Поручаю
всех вас заступничеству Приснодевы Марии и от всего сердца преподаю вам свое
Апостольское благословение. Из
Ватикана. BENEDICTUS PP. XVI Источник: http://www.agnuz.info/home.html | |
Просмотров: 1182 | |
Всего комментариев: 0 | |