Пятница, 15.11.2024, 09:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Сентябрь » 2 » Вавилонская башня. Библейское свидетельство
12:12
Вавилонская башня. Библейское свидетельство

Вавилонская башня - Библейское свидетельство

   Одним из наиболее любимых объектов критики было место в Библии, повествующее о сооружении Вавилонской башни. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли», книга Бытие 11:4. Но каково же было удивление археологов, когда на одной из вавилонских дощечек они прочитали слова Набополассара, отца Навуходоносора, основателя Нововавилонского царства: «К этому времени повелел мне Мардук Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесья»…

 

История Вавилонской башни

 

   Первое упоминание о Древнем Вавилоне мы находим уже в начальных главах первой книги Библии — Бытие. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там, и сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню… И сказал Господь… сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:1—9).

 

   Библейское утверждение о Вавилонской башне долгое время считалось вымыслом, красивой легендой, с одной стороны, потому что наука в 19 веке не располагала сведениями не только о самой башне, но и о Вавилоне вообще, существование которого отрицалось; с другой стороны, это было время воинствующего атеизма, когда было общепринятым высмеивать Библию. Поэтому все сведения, содержащиеся в Книге Книг о древних городах и царствах Месопотамии и их правителях, не принимались в расчет…

 

   Но прежде, чем продолжить рассказ о Древнем Вавилоне, для лучшего понимания вопроса мы хотим представить читателю главные вехи истории вавилонской монархии…

 

   История Вавилона разделена на три периода (царства) — Древний, Средний и Новый, когда он являлся независимым государством. Однако были периоды, когда страна вследствие внутренних смут и внешней военной экспансии лишалась независимости, попадая под власть других народов и государств: племени кассиков, Элама, Ассирии. Потом, в ходе освободительной войны, Вавилон вновь возвращал себе независимость, и только после завоевания в 539 году до Р. Хр. мидо-персами и кратковременного правления Дария Мидянина государство навсегда утрачивает независимость и сходит с арены истории. Бросив взгляд на периодизацию истории Вавилона, мы теперь можем продолжить наше повествование и увидеть, действительно ли существовала Вавилонская башня.

 

   Бесценный вклад в изучение истории Вавилона внесла археологическая экспедиция под руководством немецкого ученого Роберта Кольдевея (1855—1925), длившаяся с 1899 по 1917 год. Хотя раскопки на этом месте велись и до этого, но все же честь первооткрывателей по праву принадлежит немецкой экспедиции.

 

  «Роберт Кольдевей был архитектором. Он прибыл в Вавилон, уже имея некоторый опыт раскопок, так как ранее принимал участие в раскопках античного храма и в нескольких археологических экспедициях на Ближнем Востоке. Но здесь, в Вавилоне, он нашел дело своей жизни. Этому делу ученый отдался со всей присущей ему неукротимой энергией, невзирая на огромные лишения, которые ему пришлось перенести. Под руководством Кольдевея Вавилон был возрожден для новой жизни. Руины заговорили и начали приоткрывать свои тайны». Трудности составляли местный климат, отличавшийся резкими перепадами температуры, нападения бедуинов, от которых нередко приходилось отстреливаться, отсутствие элементарных условий для жизни и работы. Но, несмотря на все это, 26 марта 1899 года раскопки начались. В ходе их, помимо дворцов, храмов и башен, было обнаружено несметное количество глиняных табличек, на которых писали древние вавилоняне. Их непонятный вначале язык был расшифрован стараниями многих ученых, среди которых главное место принадлежит немецкому учителю Георгу Фридриху Гротефенду и его более знаменитому современнику англичанину Генри Роулинсону. Последний в 1835 году, являясь офицером английской армии на Востоке, обнаружил в 320 км от Вавилона, около города Бехистун, в горном хребте Загрос, на правом берегу реки Самас-Аб, притоке реки Керхе, одну скалу, где на высоте 150 м было высечено огромное число непонятных знаков. С риском для жизни, взобравшись на скалу с помощью специально сконструированных качелей и стоя на выступе шириной 35 см, Роулинсон в течение четырех лет копировал знаки, получившие название Бехистунской надписи, а затем приступил к ее расшифровке, на что у него ушло 18 лет. Как оказалось, в ней рассказывалось о деяниях персидского царя Дария Первого, и, что особенно ценно, надпись была сделана на трех языках — древнеперсидском, новоэламском и вавилонском! Так как древнеперсидский был известен, то Роулинсон взял его за основу для дешифровки вавилонской надписи, которая, как он верно полагал, была по содержанию идентична древнеперсидской. Кропотливые исследования последующих лет, проводимые независимо друг от друга различными учеными из нескольких стран мира, открыли современному миру язык Хаммурапи и Навуходоносора. Древнейшими хрониками на этом языке мы будем широко пользоваться, что будет ярким свидетельством, подтверждающим данные Библии.

 

   Именно экспедиция Кольдевея обнаружила знаменитую Вавилонскую башню и таблички с ее описанием. Башня стояла на равнине Сахн, буквальный перевод этого названия — «сковорода». «Наша Сахн, — писал Кольдевей, — не что иное, как форма древнего священного округа, в котором находится зиккурат Этеменанки — храм Краеугольного камня неба и земли, Вавилонская башня, окруженная со всех сторон стеной, к которой примыкали всякого рода здания, связанные с культом». Даже в советское время, когда Библия подвергалась осмеянию, ученые писали: «Археологи раскопали фундамент и нижнюю часть стен. Мы точно знаем, каков был архитектурный облик этого строения, потому что, помимо описаний на клинописных табличках, найдено ее изображение.

 

   Пирамида состояла из семи ярусов, и высота ее равнялась девяностам метрам. Возник вопрос: не была ли вавилонская пирамида прообразом библейской Вавилонской башни?

 

   Известный французский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу, и на основе ряда доказательств пришел к убеждению, что этот вопрос не вызывает сомнений. Здесь трудно привести всю его довольно сложную и обстоятельную аргументацию. Ограничимся наиболее существенными доказательствами. Согласно Библейскому повествованию, в те времена, когда на земле существовал только один язык, люди строили Вавилонскую башню в стране Сеннаар, которую… ученые отождествляют с Шумером. Строительный материал, которым они пользовались, — это обожженный кирпич и речная глина в качестве цемента — в точности соответствуют строительному материалу вавилонской пирамиды».

 

   Описания Вавилона оставили многие античные историки, главные из которых:

1. Геродот. История. В 9 кн.

2. Страбон. География. В 17 кн.

3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. В 24 кн.

4. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского.

5. Иосиф Флавий. Иудейские древности (В 2 т.) и Иудейская война.

 

   Особое же место из перечисленных трудов занимает работа Геродота. Она ценна тем, что историк лично посетил Вавилон между 470 и 460-м годом до Р. Хр. и поэтому писал не только с чужих слов или древних хроник, но и запечатлевал то, что видел своими глазами. Сведения упомянутых историков древности, проверенные и полностью подтвержденные археологическими раскопками и летописями самих вавилонян, станут нашими помощниками в долгом путешествии.

 

   Итак, есть ли в их трудах известия о Вавилонской башне, и если есть, то какие? Учитывая идентичность в их описании башни, мы приводим ниже отрывок из работы Геродота как непосредственного очевидца: «Храмовый участок — четырехугольный, каждая его сторона длиной в 2 стадии. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол».

 

   Интересные сообщения о строительстве башни оставил нам крупнейший римский историк 1 века по Р. Хр., иудей по национальности, Иосиф Флавий: «К… дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их (т. е. народ. — А.О.) Немврод (по-еврейски — Нимрод. — А.О.), внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога, и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков. Толпа единодушно выразила желание последовать предложениям Немврода и стала считать повиновение Господу Богу позорным рабством. И вот они начали строить башню, не щадя рвения и усилий. Вследствие множества рабочих рук башня росла скорее, чем можно было бы раньше предполагать, причем ширина ее была столь велика, что вследствие этого вышина ее не так бросалась в глаза зрителям. Строилась она из жженого кирпича, залитого асфальтом, чтобы вода не могла проникнуть в нее. Видя такое их безумие, Господь Бог, хотя и решил не губить их совершенно, несмотря на то, что они могли бы быть благоразумнее вследствие примера гибели прежних людей от потопа, однако посеял между ними распрю, сделав их разноязычными и тем самым вызвав среди них непонимание друг друга. То место, где они построили башню, называется теперь Вавилоном вследствие произошедшего здесь смешения языков, вместо которых раньше был один всем доступный… Об этой башне и смешении языков упоминает также Сивилла (священные книги древних этрусков и римлян. — А.О.), выражаясь следующим образом: «Когда все люди говорили еще на одном языке, некоторые из них начали строить страшной высоты башню, чтобы при помощи ее взойти на небо. Боги, однако, наслали ветры, сокрушили башню и при этом дали каждому (из строителей) особый язык. Отсюда и город стал называться Вавилоном». Об этом событии аналогично написано в «Древней истории иудеев» Жозефуса (1860).

 

   Подробное описание, основанное на суммировании данных археологии и истории, приводится во Всемирной истории: «Основание башни было шириной девяносто метров; столько же метров она имела в высоту. Из этих девяноста метров тридцать три приходились на первый этаж, восемнадцать — на второй и по шесть метров — на остальные четыре. Самый верхний этаж высотой в пятнадцать метров был занят храмом Мардука. Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. Каждый большой вавилонский город, имел свой зиккурат (т. е. храмовую башню. — А.О.), но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней. На ее строительство ушло восемьдесят пять миллионов кирпичей; колоссальной громадой возвышалась она над всей округой… вавилонскую башню строили целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки… Зиккурат был святыней, принадлежащей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку».

 

  «Башня высотой в 90 метров состояла из семи ступеней — ярусов. Каждый уступ был выкрашен в особый цвет и представлял собой храм, посвященный отдельному божеству. Первый, нижний, уступ был черным, второй — красным, третий — белым. Последний, седьмой, был выложен снаружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами, издалека сиявшими путникам, направлявшимся в Вавилон».

 

  «Своему главному богу Мардуку вавилоняне поклонялись не только в храме Эсагила, но и в башне Этеменанки — Доме основания небес и земли. Башня, которая возвышалась над городом, находилась в непосредственной близости от Эсагилы в центре Вавилона. Высокая глинобитная стена отделяла территорию Этеменанки от внешнего мира. Построенная еще во времена Хаммурапи (18 век до Р. Хр.), башня постепенно разрушалась и обваливалась, в течение столетий ее приходилось неоднократно реставрировать, а то и строить заново. Лишь Навуходоносору (6 век до Р. Хр. — А.О.) удалось довести постройку зиккурата до конца, придать башне блеск и великолепие. Навуходоносор повелел использовать для ее возведения, как это делалось при строительстве других зданий в Вавилоне, обожженный кирпич, которым обкладывали стены, сложенные из кирпича, высушенного на солнце. Здание представляло собой гигантский, почти квадратный массив, сторона нижней ступени которого равнялась 91,55 метра. На ней возвышались пять других, покоящихся друг на друге ступеней, каждая из которых была меньше предыдущей, так что весь комплекс кверху все более сужался. Седьмая — последняя — ступень представляла собой храм длиной 24 метра, шириной 21 метр и высотой 15 метров, как сообщает глиняная табличка с описанием зиккурата».

 

   Обратимся же теперь к вавилонским летописям и посмотрим, что же сами вавилоняне свидетельствуют о башне.

Вавилонская хроника

 

   Отец Навуходоносора Второго царь Набополассар пишет на одной из глиняных табличек (их вавилоняне использовали вместо неизвестной им бумаги): «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». «Постройка этой знаменитой башни огорчила богов. Ночью они разрушили, что было построено днем. Они рассеяли строителей и смешали их речь».

 

   Спустя несколько лет уже его сын, Навуходоносор, писал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Как видим, эти отрывки поразительно идентичны, что полностью подтверждает библейский текст. Итак, вавилонская башня-зиккурат носила название Этеменанки (храм краеугольного камня неба и земли) и входила в огромный храмовый комплекс Эсагила (дом поднятия головы), центр мирового жречества. Этеменанка состояла из семи ярусов, каждый из которых являлся храмом языческого божества. Первый этаж, вышиной в тридцать три метра, был черного цвета и назвался Нижним храмом Мардука (верховного бога Вавилона). В центре храма высилась статуя бога, полностью отлитая из чистейшего золота, весом в 23700 килограмм, то есть более 23 тонн. В храме также стояли золотой стол, длиной в 15 и шириной в 5 метров, золотая скамейка и трон. Перед статуей Мардука совершались ежедневные жертвоприношения, причём в самом храме приносились в жертву только новорожденные животные, тогда как взрослые возлагались на алтарь перед храмом. Второй этаж красного цвета был восемнадцать метров в высоту. Третий, четвертый, пятый и шестой были по шесть метров в высоту и были расписаны разными цветами. Последний, седьмой этаж, назывался Верхним храмом Мардука, имел пятнадцать метров в высоту и был облицован бирюзовыми глазурованными плитками, украшенный золотыми рогами. Верхний храм был виден за много километров до Вавилона и в свете солнца являл путникам поистине сказочное зрелище. В этом храме находились ложе, кресло и стол, предназначенные, якобы, для самого бога, когда тот приходил сюда отдохнуть. Этот «отдых», на котором жрецы зарабатывали огромные деньги, представлял собой дичайшую оргию, за которую богачи отдавали порой жрецам последние деньги. Вообще, служение в этом роскошном храме сопровождалось отъявленнейшими грехами, которые, впрочем, полностью оправдывались постулатами вавилонской религии. В храме были две системы лестниц, первая — наружная, по которой паломники могли подняться на верхние этажи, и вторая — скрытая внутри храма, предназначенная для служителей. Снаружи храмовый комплекс был опоясан крепостной стеной с множеством башен и бронзовых ворот, представляя, по сути, крепость в крепости. Вавилонская башня являлась гордостью и символом Вавилона, и поэтому каждый из его царей старался украсить ее чем-либо. 

 

   На протяжении своей долгой истории, начиная со времен, о которых повествуется в книге Бытие, 14 главе, Вавилонская башня часто подвергалась разрушению. Тукульти, Саргон Второй, Сеннахириб, Ашшурбанипал — вот лишь некоторые из иноземных правителей, пытавшиеся стереть с лица земли горделивую башню, но всякий раз вавилоняне восстанавливали ее. Последнее ее восстановление произошло при Набополассаре и Навуходоносоре. Являясь на протяжении двух тысяч лет символом человеческой гордости, вавилонская башня разделила все же судьбу столицы мира — «золотого» Вавилона, превратившись в груду развалин. И сегодня она уже является символом не гордости и силы человека, а символом того, что произойдет со всяким, отвергающим Бога и ставящим себя на первое место.

 

   Итак, подведем итоги. В центре Вавилона был расположен храмовый город Эсагила, обнесенный крепостной стеной. На его территории, помимо других храмов, располагалась Этеменанка — храмовая башня, состоящая из семи ступеней, на каждой из которых размещался храм, посвященный одному из богов. Венчал башню седьмой ярус с храмом верховного бога Вавилона Мардука. Эсагила являлась религиозным центром не только Вавилонии, но и всего тогдашнего мира. Жрецы, обучавшиеся в ее школах, отправлялись затем в разные страны — Египет, Элам, Мидию, Ассирию, сохраняя верность верховному жрецу Эсагилы, таким образом, Этеменанка была оплотом язычества всего тогдашнего мира в его борьбе с религией истинного Бога. Помимо этого, храмы, подобные ей (зиккураты), олицетворяли собой связь неба с землей, миром людей и духов, которую, якобы, осуществляли жрецы. Астрология, знаки зодиака и гороскопы, гадания, гемерология (определение «благоприятных» и «неблагоприятных» дней), мистика цифр, спиритизм, магия, колдовство, заговоры, сглазы, вызывание злых духов — все это было разработано именно в Эсагиле и дожило до наших дней.

 

   Теперь, думаю, читатель понимает, почему Господь не одобрил сооружение Вавилонской башни, которая, с одной стороны, являлась символом человеческой гордости, а с другой — оплотом язычества, спиритизма и сатанизма. Именно это определило деградацию и гибель Вавилона и его жителей. Доказательства существования Вавилонской башни не только утверждают значимость Библии как исторической книги, но и как книги пророческой, детально предсказавшей гибель Вавилона, а значит, Богодухновенной Книги.



Просмотров: 6935 | Добавил: Alekca | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]