История нашего прихода.
История нашего прихода начинается еще в далекие дореволюционные времена. В нашем славном городе Кадиевка, (именно так назывался тогда Стаханов) существовала римо-католическая община в владении которой и находился костел Св. Антония, построенный 1896 году.
После Октябрьского переворота (революции) в 1930 году, костел был закрыт и переделан под городскую почту и телеграф, в 1950 году в связи строительством новой городской почты был разрушен.
В наше время стараниями группы энтузиастов – прихожан была создана новая римо-католическая община, и в выкупленном на средства собранные ими, частном доме открылась часовня, в которой 22 сентября, 2004 года диоцезным священником о. Гжегошем была отслужена первая Святая Месса.
С тех пор диоцезные священники о. Гжегош Рапа и о. Алексей Караванский служат Святые Мессы каждое воскресение в 16.00, а сестры Бенедиктинки-Миссионерки (OSBM) - (Конгрегация Сестёр Бенедиктинок-Миссионерок) ведут катехизацию.
На сегодняшний день наша община состоит из 60 человек и постепенно увеличивается, Божьей помощью. Существует и содержится наша община на пожертвования самих прихожан.
Адрес: Стаханов, ул. К. Либкнехта, 38/2,
Как доехать: Любой маршруткой в направлении Фестивальная,
остановка «Орджоникидзе» или «Водолечебница»
Святые Мессы: Воскресение 16:00
Приглашаем!
Приходите!
Почтовые и электронные адреса: 94005 Стаханов, ул. К. Либкнехта, 38/2,
tel: +380 (6444) 458-17
91031 Луганск, ул. Мергельная, 102,
tel: +380 (642) 58-46-58,
e-mail: r-kparnmbluhansk@mail.ru
Тайна разрушенного костела
О том, что в Стаханове когда-то был католический костел,
знают отнюдь не многие жители города. Зато помнят этот факт немногочисленные
уже старожилы, историки по долгу службы да любители тайн и недомолвок прошлого.
Именно в
таких кругах и всплывают время от времени полумифические эпизоды минувших лет,
а пытливые умы озаряются внезапными догадками и выводами. Одна из таких тайн –
предположение о существовании некоего клада на месте бывшего костела, то бишь
прямо в центре Стаханова. Но обо всем по порядку.
Из
сведений, имеющихся в городском историческом музее, известно, что костел в
Кадиевке (так до 1978 года именовался город) был построен между 1890 и 1910
годами. На промышленных предприятиях Кадиевки в то время работало много
выходцев из стран Европы: Бельгии, Голландии, Германии, Франции и в особенности
Польши. До революции в городе жила крупная польская громада инженеров и
менеджеров. Почти все руководство этих предприятий было польским, первый
автомобиль в Кадиевке тоже принадлежал поляку – генеральному директору
Южно-Русского Днепровского металлургического объединения Ясиковичу. (Нынешние
же поляки города объединены в общество «Краковянка» – одну из наиболее
многочисленных и активных общественных организаций национальных меньшинств
Стаханова.)
С целью поддержания своей национальной культуры, традиций и
вероисповедания, имея при этом достаточные средства, европейцы построили в
Кадиевке католический костел.
Ввиду
того, что здание костела перестало существовать в 50-х годах ХХ столетия,
сегодня доподлинно неизвестно точное месторасположение культового сооружения.
Предположительно костел располагался между нынешним зданием главпочтамта и
зданием производственного объединения «Стахановуголь», но не на линии
современных построек, а был более углублен во дворы. Место, на котором сегодня
стоит почта и трест, было свободным и являло собой площадь перед костелом. За
ним же по традиции находилось небольшое католическое кладбище, на котором, в
частности, была похоронена жена приехавшего из Польши архитектора Карадини,
одного из представителей рудничной администрации, чей дом находился неподалеку
(ныне в нем расположена служба ЗАГСа).
Свои
непосредственные функции костел выполнял до начала 30-х годов. Затем в связи с
революционными событиями в России численность его прихожан значительно
уменьшилась. После чего уже по причине проводимой правительством
антирелигиозной политики костел и вовсе был закрыт. Конечно же, в нем какое-то
время находились различные организации. В предвоенные годы помещение костела
стало базой для местного аэроклуба и вышкой для прыжков с парашютом. После
войны здесь разместились городские средства связи – телефон, телеграф и
радиоузел. Собственно, там же они и остались, только переехали в новое здание
современного главпочтамта.
Сам
костел в процессе строительства новой почты был, судя по всему, снесен.
Осталась единственная фотография, которой нет даже в официальных исторических
архивах, сделанная уже в годы, когда костел из места общения с Богом превратился
в городской узел связи.
Кстати
говоря, католическая община города за неимением собственного культового
помещения проводит свои собрания в частном доме по улице, тянущейся теперь к
дворовой части почтамта, в паре минут ходьбы от места, на котором, скорее
всего, стоял костел. Облик изменился, а суть места осталась прежней.
История
кадиевского костела – это уравнение с неизвестными. Например, куда подевались
из закрытого храма весь его инвентарь и церковная, как известно, не дешевая
утварь? Почему о самом костеле осталось так мало сведений, неизвестно его
точное месторасположение, название (имя какого святого или священного события
носил храм), нет фотокарточек этого культового сооружения? Узнав о закрытии костела,
католики могли спрятать храмовый инвентарь до лучших времен. Но куда?
Напрашивается мысль о малоизвестных подвальных помещениях…
Возможно,
ответы на многие вопросы могли бы дать городские подземелья, о которых среди
коренных горожан ходит с давних пор тихая молва. В частности, о глубоком
тоннеле, проложенном между зданием старого исполкома и разрушенным костелом, в
котором хранят свои тайны архивы с дооктябрьских времен. Если такой тоннель, и
правда, есть, то почему бы именно ему не стать хранилищем ценностей костела?..
Есть
среди горожан Кадиевки убежденные в том, что всяческих чудес полны и катакомбы
под бывшим дворцом промышленника-фабриканта Понселе, стоявшим аккурат на месте
памятника Алексею Стаханову у входа в парк «Горняк». Хорошо, что об этом не
знают рабочие, выполняющие в эти дни реставрацию монумента к юбилею
Стахановского движения…
Как
потоку времени не затронуть сути всех настоящих вещей и явлений, так никогда
ему не изменить и почти непорочной черты человеческой – любопытства.
Катерина Сопова
Источник: http://nedelya.net.ua/new/index.php?option=2&a=1&id=1341