Вторник, 23.04.2024, 21:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Проповедь » Проповедь

Actuosa participatio - Подлинное участие

Actuosa participatio - Подлинное участие

(Бенедикт XVI)

   Дорогие братья и сестры!

   II Ватиканский Собор справедливо сделал особый акцент на активном, полном и плодотворном участии всего Народа Божия в Евхаристическом богослужении. Несомненно, произошедшее за эти годы обновление способствовало значительному прогрессу в направлении, предвещенном Отцами Синода. Тем не менее, не следует скрывать тот факт, что иногда проявлялось некоторое непонимание именно в смысле этого участия. Поэтому необходимо прояснить, что под этим словом не нужно понимать какую-то простую внешнюю деятельность во время богослужения. Действительно, активное участие – такое, каким его желал Собор – следует понимать в более существенных терминах, начиная с большего осознания совершаемой тайны и ее связи с повседневным существованием. Все еще полностью остается в силе рекомендация соборной Конституции «Sacrosanctum Concilium», которая призывала верных присутствовать на Евхаристической литургии «не как посторонние и немые зрители», но участвовать «сознательно, благочестиво и деятельно в этом священнодействии». И далее, развивая размышление, говорится: чтобы верные «поучались Словом Божиим, подкреплялись трапезой тела Господня, воздавали благодарение Богу, принося непорочную жертву, причем не только руками священника, но и вместе с ним учились приносить в жертву самих себя и изо дня в день через Христа Посредника совершенствовались в единении с Богом и друг с другом».

Участие и священническое служение

   Красота и гармония литургического действа находят красноречивое выражение в порядке, с помощью которого каждый призван активно в нем участвовать. Это влечет за собой признание различных иерархических ролей, вовлеченных в само богослужение. Полезно помнить, что активное участие в нем не совпадает само по себе с исполнением особого служения. Делу активного участия верных прежде всего не приносит пользы путаница, возникающая из-за неспособности различать внутри церковной общности разные задачи, которые надлежит исполнять отдельным лицам. Особенно требуется ясность в отношении специфических задач священника. Он – как свидетельствует предание Церкви – незаменимым образом является тем, кто предстоятельствует во время всего Евхаристического богослужения, от начального приветствия до заключительного благословения. В силу полученного священного рукоположения он представляет Иисуса Христа, Главу Церкви и – свойственным ему образом – также и саму Церковь. Каждое совершение Евхаристии фактически возглавляется епископом, «либо лично, либо через священников, его помощников». Ему помогает диакон, имеющий в богослужении несколько особых задач: подготовить алтарь и прислуживать священнику, возвещать Евангелие, произнести иногда проповедь, предложить верным интенции всеобщей молитвы, преподать верным Евхаристию. Наряду с этими служениями, связанными с таинством Рукоположения, для совершения литургии поставляются также другие служения, исполняемые похвальным образом монашествующими и подготовленными мирянами.

Евхаристическое богослужение и инкультурация

   Исходя из основополагающих утверждений II Ватиканского Собора, неоднократно подчеркивалась важность активного участия верных в Евхаристической жертве. Чтобы способствовать этой вовлеченности, можно разрешить некоторую адаптацию, соответствующую различным контекстам и культурам. И тот факт, что были допущены определенные злоупотребления, не омрачает ясности этого принципа, которого следует придерживаться согласно реальным нуждам Церкви, живущей и совершающей эту тайну Христа в различных культурных обстоятельствах, ибо Господь Иисус, родившись от жены совершенным мужем (ср. Гал 4,4), именно в тайне Воплощения поставил Себя в прямую связь не только с ожиданиями, представленными в Ветхом Завете, но и с чаяниями всех народов. Тем самым Он показал, что Бог желает достичь нас в тех жизненных условиях, в которых мы находимся. Поэтому, ради более эффективного участия верных в святых Тайнах, будет полезно продолжить процесс инкультурации в сфере Евхаристического богослужения, учитывая возможности адаптации, предложенные Общим наставлением к римскому Миссалу, истолкованные в свете критериев, установленных IV Инструкцией Конгрегации богослужения и таинств «Varietates legitimae» от 25 января 1994 года, и указаниями, выраженными Папой Иоанном Павлом II в Постсинодальных обращениях «Ecclesia in Africa» Ecclesia in America», «Ecclesia in Asia», «Ecclesia in Oceania», «Ecclesia in Europa». С этой целью я рекомендую Епископским конференциям действовать, сохраняя правильное равновесие между уже обнародованными критериями и директивами и новыми адаптациями, неизменно согласованными со Святым Престолом.

Личные условия для «actuosa participatio»

   Рассматривая тему actuosa participatio верных в священном обряде, Отцы Синода подчеркнули также личные условия, в которых должен находиться каждый для плодотворного участия. Одним из них, несомненно, является дух постоянного обращения, который должен характеризовать жизнь всех верных. Невозможно ожидать активного участия в Евхаристической литургии, если к ней подходят поверхностно, не задумавшись перед этим о своей жизни. Этой внутренней расположенности способствуют, к примеру, сосредоточенность и молчание – хотя бы несколько минут до начала литургии, – пост и, при необходимости, – таинственная Исповедь. Сердце, примиренное с Богом, дает возможность истинного участия. Особенно следует напоминать верным о том, что actuosa participatio в святых Тайнах не может иметь места, если они одновременно с этим не стремятся принять активное участие во всей полноте церковной жизни, которая включает в себя также миссионерское обязательство нести любовь Христа в общество. Несомненно, участие в Евхаристии является полным, когда лично приближаются к алтарю, чтобы принять Причастие. Тем не менее, следует быть внимательными, чтобы это справедливое утверждение не привело к некоему автоматизму среди верных, как если бы только из-за нахождения в церкви во время литургии они имеют право – или даже обязанность – приступить к Евхаристической трапезе. Даже когда невозможно подойти к таинственному Причастию, участие в Святой мессе остается необходимым, действенным, важным и плодотворным. В этих обстоятельствах благотворным является питать желание полного единения со Христом с помощью практики, к примеру, духовного причастия, упомянутой Иоанном Павлом II и рекомендованной святыми учителями духовной жизни.

     Поручаю всех вас заступничеству Приснодевы Марии и от всего сердца преподаю вам свое Апостольское благословение.

Из Ватикана.

BENEDICTUS PP. XVI

Категория: Проповедь | Добавил: Alekca (18.09.2012) | Автор: Бенедикт XVI
Просмотров: 1115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]