Главная » Статьи » Католичество » Жития Святых и Католические Праздники |
Рождество Христово - 25 декабря Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии. Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием. Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах. Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять
«рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время
Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время
приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Характерным элементом
праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево
ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости
которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства
среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель
обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ
райского древа с изобильными плодами. Рождество в богослужении
Римско-католической церкви В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это также период размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии. Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству. С периодом Адвента связано несколько традиций, таких как рождественский венок, рождественский календарь и другие. Рождественский венок в первое воскресенье адвента
24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат.
vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие
соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота
времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение
наступающего праздника.
Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса
Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25
декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in
nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die),
имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. В
Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения
Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и
мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы
эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским
чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и
царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая
рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические
песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе
этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп
фигурку Младенца.
С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после
большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также
известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с 5-го
века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась
(Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные
рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II
официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту
традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI
Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января —
образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика
Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна
Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье,
выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном
году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства:
Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой
Богородицы. Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако, отметить, что во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник[17]). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета. | |
Просмотров: 9747 | |
Всего комментариев: 0 | |