Четверг, 24.10.2019, 00:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Толкование Писания » Толкование Писания

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». (Лук.6:29)

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». (Лук.6:29)

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». (Лук.6:30)

Параллельные места:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Матф.5:39)

«и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». (Матф.5:40)

«и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». (Матф.5:41)

  Эти места Евангелия нельзя рассматривать отдельно, вырвав их из текста, ибо они, в таком случае не имеют смысла. Только в совместном прочтении эти слова обретают смысл.

Вот что мы читаем: «26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (Лук.6:26-36)

                                                                Толкование

  Ни одна заповедь Иисуса не вызвала столько рассуждений и споров, как заповедь любить врагов наших. Как же надо понимать эти строки Писания?

  Во-первых эти слова нужно понимать в тактическом, историческом смысле, как направленные к апостолом в конкретной ситуации: Апостолы должны были быть посланы на проповедь и потому ожидали встретить многих гонителей и наветчиков. Поэтому если бы апостолы, тяготясь гонением, потом желая отомстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы. Поэтому-то Господь предварительно убеждает апостолов не приступать к мщению врагам, но все случающееся переносить мужественно, будет ли кто обижать их, или неправедно злоумышлять против них. Так и Сам Он поступил на Кресте, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

  Потом, уже в стратегическом, моральном и богословском смысле, Христос говорит и апостолам и нам с вами, чтобы ни кто не сказал, что такая заповедь - любить врагов – невозможна: « чего желаешь ты себе самому, то делай и другим, и будь в отношении к другим таков, каковыми желаешь иметь в отношении к тебе самому других. Если желаешь, чтобы враги твои были для тебя суровы, не сострадательны и гневливы, то будь и ты таким. Если же, напротив, желаешь, чтобы они были добры и сострадательны, и не памятозлобивы, то не считай невозможным делом - и самому быть таковым. Видите ли, врожденный закон, в сердцах наших написанный? Так и Господь сказал: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31, 33). Потом предлагает нам вместе с апостолами и другое побуждение, именно: если вы любите любящих вас, то вы подобны грешникам и язычникам; если же вы любите злобствующих на вас, то вы подобны Богу, который благ к неблагодарным и злым. Итак, чего вы желаете: грешникам ли быть подобными, или Богу? Видим Божественное учение? Сначала Он убеждал их и нас законом естественным: чего желаешь себе, то делай и другим; потом убеждает и кончиной, и наградой, ибо в награду вам обещает то, что мы будете подобны Богу.

  Вот по этому Иисус и дает нам заповедь любить врагов наших. Но прежде чем ее выполнять надо знать, что же она означает. В греческом языке есть три слова со значением любить. Во-первых, слово еран означает страстную любовь мужчины к женщине. Во-вторых, слово филеин, обозначает любовь человека к своим близким и дорогим, то есть сердечную привязанность. Но здесь Иисус употребил третье слово агапан. Поэтому остановимся детальней на нем.

  Агапан обозначает сердечное чувство благожелательности к ближнему. Независимо от того, что бы он нам ни сделал, мы никогда не позволим себе пожелать ему ничего иного, кроме высочайшего блага, и сознательно приложим все усилия быть добрыми к нему и любезными с ним. И это важно. Ведь мы не можем любить своих врагов так же, как мы любим близких и родных, ибо это было бы неестественно, невозможно и даже неправильно. Но мы можем приложить усилия к тому, чтобы, - независимо от его поступков, оскорблений, плохих обращений, или даже при причинении вреда, - желать ему только наивысшего блага. Из этого вытекает важная истина. Любовь к нашим близким и дорогим - независима от нашего сознания и воли. Мы просто влюблены. А любовь к нашим врагам зависима не столько от сердца, сколько от воли. По милости Христовой, мы можем побуждать ее у себя и совершать ее. В этом отрывке изложены два важных факта, характеризующих христианскую этику.

  Христианская этика позитивна. Она характерна тем, что старается делать положительное. Иисус дает нам Золотое правило, требующее от нас делать для других тоже, что мы сами ждем от них. Это правило можно встретить у многих писателей самых различных вероисповеданий в его негативной форме. Когда кто-то попросил великого иудейского равнина Гиллеля научить его всему закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил «Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное - толкование о нем». Филон, великий иудей из Александрии, сказал: «Чего сам не любишь, не причиняй другому». Греческий оратор Исократ учил: «Что озлобляет тебя, когда тебе досаждают, не причиняй другим». Одно из основных правил стоиков гласило: «Чего не хочешь для себя, того не делай другому». Когда Конфуция спросили, есть ли такое слово, которое могло бы быть практическим правилом для каждого человека, Конфуций ответил: «Взаимность. Чего не хочешь для себя, того не делай другому».

  Все вышеприведенные изречения негативны. Не так-то трудно воздерживаться от них; но дело обстоит иначе, если поступать с другими так же, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами.    

  Суть христианской этики не в том, чтобы воздерживаться от плохих поступков, а чтобы усердно совершать богоугодные дела. Поэтому христианская этика основана на "втором поприще" (см. Мат. 5,41). Иисус перечисляет различные аспекты обычного поведения и тут же отбрасывает их все одним вопросом: «Какая вам за то благодарность?» Люди часто утверждают, что они ничем не хуже их соседей. Возможно это так. Но Иисус спрашивает: «Насколько вы лучше обычного человека?» Не следует сравнивать себя с соседом: Вполне возможно, что выдержим такое сравнение; но надобно сравнивать свои действия с Божьими, и тогда они всегда осудят нас.

  Что же мотивирует такой христианский образ жизни? Наши желания уподобятся Богу, ибо Он посылает дождь на праведных и неправедных; Он милосердный к человеку, Радующему и огорчающему Его; любовь Божия изливается одинаково на святых и на грешников. Именно эту любовь необходимо усвоить; если мы будем заботиться о высшем благе и для наших врагов, мы поистине будем чадами Божиими. В стихе 38 встречаем мы странную фразу «отсыплют вам в лоно ваше». Дело в том, что иудеи носили длинную до пят мантию, перехваченную в талии поясом. Подол ее можно было поднять, и вокруг пояса образовывалась полость, в которой носили вещи. Поэтому, выражаясь современным языком, это можно перефразировать так: «отсыплют вам в вашу сумку», Благодать Господня.

  Поэтому читая эти слова Евангелия, мы должны понимать, что к врагам мы должны испытывать не любовь в нашем понимании, а благожелательность и заботу о его спасении и благе.

  Из всего выше сказанного мы видим, что Иисус отменяет для христиан старый (ветхий) закон ограниченного воздаяния (око за око, зуб за зуб), и вносит новый дух чувства незлобивости и терпимости. Иисус приводит далее три примера христианского духа в действии. Принимать эти примеры в буквальном смысле, значит совершенно не увидеть их подлинного смысла. Поэтому важно понять, что имел в виду Иисус.

  Он говорит, что если кто ударит нас в правую щеку, мы должны подставить ему и другую. За этим скрывается много большее, чем кажется на первый взгляд. Допустим, что человек-правша стоит перед другим и, допустим, хочет ударить его в правую щеку. Как же ему сделать это правой рукой? Если он не постарается совершенно извернуться и изловчиться, и при этом ему придется ослабить силу своего удара, то он сможет ударить его лишь тыльной стороной руки. Ну, а удар тыльной стороной руки был по иудейскому раввинскому закону вдвое оскорбительнее для человека, чем удар открытой ладонью. Таким образом, Иисус говорит: «Даже если человек наносит вам ужасное и рассчитанное оскорбление, ни в коем случае не мстите и не злитесь». Если нас и бьют когда-либо по лицу, то это случается не так уж часто, но время от времени жизнь доставляет нас маленькие или большие оскорбления, и Иисус говорит здесь, чтобы настоящий христианин научился не негодовать на оскорбления и не искать мести. Про Иисуса Самого говорили, что Он любит поесть и пить вино; Его называли другом мытарям и грешникам, подразумевая под этим, что Он подобен тем, с кем водил компанию. Первых христиан называли людоедами и поджигателями; их обвиняли в безнравственности, вульгарности и бесстыдстве, потому что частью их богослужения была вечеря любви. Когда Британский аристократ, граф Шефтсбери  принял близкое участие в делах бедных и обездоленных, его предупреждали, что «он станет непопулярным у «людей своего круга» и что «он должен будет навсегда оставить надежду стать министром» английского правительства. Когда Уилберфорс (Английский политик, борец с рабством) начал борьбу за освобождение рабов, о нем стали распространять клеветнические слухи, будто он жестокий муж, бьет свою жену, и что женат он на негритянке. Настоящий христианин забыл, что такое быть оскорбленным. Он научился от своего Господа принимать любое оскорбление и никогда не выходить из себя, никогда не пытаться мстить.

  Дальше, Христос говорит, что если кто-нибудь хочет отнять у нас по суду рубашку, ему должны отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду. И опять же за этим скрывается больше, нежели видно на первый взгляд. Рубашка, хитон, представляла собой длинную дерюжную или холстяную одежду из хлопочато-бумажной или льняной ткани. Даже у самого бедного была смена рубашек.  Верхняя одежда, своего рода большой, похожий на одеяло плащ, человек носил днем как одежду, а ночью использовал как одеяло, и такое одеяние у иудея было только одно. По иудейскому закону в качестве залога можно было взять хитон, рубашку, но не верхнюю одежду, плащ. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать?» (Иск. 22,26.27). Смысл сводится к тому, что по закону у человека нельзя было безвозвратно отнять его верхнюю одежду. Иисус, таким образом, говорит следующее: «Христианин никогда не настаивает на своих правах; он никогда не спорит о своих правах; он вообще не считает, что у него есть какие-либо права перед Господом». Некоторые люди вечно настаивают на свои права, цепляются за свои привилегии и никогда не поступятся ими ради Господа или благой цели.  Они воинственно пойдут судиться, но не потерпят даже их мельчайшего ущемления. К великому сожалению, Церковь полна таких людей. Такие люди все еще не поняли, что такое христианство. Христианин должен думать не о своих правах, а о своем долге; не о своих привилегиях, а о своей ответственности. Он совершенно должен забыть о том, что у него вообще есть права; а человек, до последнего борющийся за свои права как в церкви, так и вне ее, еще далек от христианства.

  Общий смысл этого евангельского отрывка сводится к тому, что мы должны понимать, что к врагам мы должны испытывать не любовь в нашем понимании, а благожелательность и заботу о его спасении и благе. Что как христиане мы должны прощать обиды нанесенные нам, и отказываться от своего «хочу», для того что бы исполнить Господне «надо». Помнить не о своих привилегиях, а о своем долге и своей ответственности. И тогда исполнимся, по слову Спасителя, Благодати и милостей Господних.

  Но прощая обиды нанесенные нам, мы не должны позволять обижать окружающих нас и тем более церковь. В этом случае мы должны душу свою положить за церковь и ближнего:

« Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Мар.8:35)

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Иоан.15:13)

  Как сказал православный Иерарх Филарет Московский: «прощай врагов своих, презирай врагов государства, борись с врагами церкви».

(На основе Комментарий к Новому Завету Беркли и толкования блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского)

Категория: Толкование Писания | Добавил: Alekca (20.01.2012)
Просмотров: 3900 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]