Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
Таинство Св. Евхаристии (Причастие) (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.) Шестая статья из серии: «Таинства
Католической Церкви» Таинство Св. Евхаристии часто называется Прича стием (причащением), ибо оно было установлено для приобщения и единения души христианина с Иисусом Христом. В Католической церкви принято учение о «трансубстанации» (transsubstantiatio) или «пресуществлении» хлеба и вина на Евхаристии в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа, которое окончательно сформировалось в трудах Фомы Аквинского. Согласно ему во время Евхаристической молитвы сущность (субстанция) хлеба и вина пресуществляется в сущность Тела и Крови Христовых, в то время как доступные для органов чувств свойства хлеба и вина (акциденции) остаются неизменными. Как сказано выше, Католическая церковь не делает попытки точно установить момент пресуществления и подчёркивает, что для Евхаристии важна вся анафора в её совокупности, хотя исторически в западных анафорах центральное место занимают тайноустановительные слова Христа. Согласно Катехизису Католической церкви Евхаристия происходит благодаря действенности слова Христова и действию Святого Духа «Материей» этого таинства является хлеб и вино. Хлеб должен быть чистый, пшеничный и не испорченный; смотря по обряду, в котором совершается богослужение, хлеб должен употребляться пресный или квасной. Вино должно быть неподдельное, виноградное, не испорченное, не смешанное с иной жидкостью. «Форма» Евхаристии состоит в словах, произнесенных Спасителем при установлении этого таинства: «Cиe есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя». Каждое изменение, искажающее истинный смысл этих слов, делает пресуществление недействительным. За литургией пресуществление совершается в то время, когда священник произносит эти священные слова. Велико действие причащения на душу достойно принимающего это святое таинство. Св. Евхаристия: 1) Умножает освящающую благодать. Она есть для духовной сверхприродной жизни то же самое, что земная пища для жизни телесной; она поддерживает и развивает благодатную жизни души. 2) Сообщает душе исключительно ценную «благодать таинства»,- укрепление сверхприродной любви к Христу и к ближнему. Причащающийся пребы вает в Христе и Христос в нем (Иоанн. 6. 56). Eвxapистия укрепляет и освящает единение между верующими членами одного и того же таинственного Тела Христова. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 17). Евхаристия вдохновляет на величайшие подвиги само пожертвования и апостольского рвения. 3) Омывает душу от легких грехов, которые отпускаются кающемуся даже вне таинства покаяния. 4) Предохраняет от смертоносных грехов, во оружая нас против козней дьявола и натиска стра стей. 5) Ослабляет похоть. «Страждущие от нечистых духов» исцеляются от прикосновения к Спасителю (Лука 6. 18 -19). 6) Является для нас залогом воскресения и жизни вечной (Иоанн 6). Для действительности причащения не требуется принимать Св. Дары под двумя видами. Из еван гельских рассказов видно, что Иисус Христос обещал жизнь вечную как тем, кто принимает Св. Причастие под двумя видами, так и тем, кто при чащается только под одним видом хлеба: «Ядущий хлеб сей, жить будет вовеки» (Иоанн. 6. 58). И на самомделе, как мы видели выше, причастие под одним видом было бы недействительно только при грубом еретическом предположении, что Христос мертв, что Тело его отделено от Крови, что ядущий евхаристический Хлеб, не пьет тем самым и Крови Христовой. Если бы для действительности причащения требовались оба вида, непонятно было бы встречаю щееся в Св. Писании отождествление Евхаристии с «преломлением хлеба», без упоминания о вине (напр., Деяния 2. 42). Уже в первые века христианства при чащение под одним видом считалось действитель ным, наравне с причастием под двумя видами; больные обыкновенно причащались под одним ви дом хлеба, дети - под видом вина; в Страстную Пятницу все причащались под одним видом хлеба, освященного накануне. Согласно упомянутой догматической истине и Преданию, Церковь и теперь допу-скает тот и другой способ причащаться; в восточ ном обряде обязательно причастие под двумя ви дами. Евхаристия же в латинском обряде имеет ряд особенностей. Если в византийском обряде для Евхаристии используется квасной хлеб - просфора, то в латинском пресный – гостия (хостия). Католическая церковь учит, что Христос реально присутствует под каждым видом в каждой частице Святых Даров, поэтому считает, что причащаясь как под одним видом (только Хлебом) так и под двумя (Хлебом и Вином) человек причащается Христу во всей полноте. На этом учении базировалась средневековая церковная практика о причастии мирян под одним видом, а священнослужителей под двумя. Догматическая конституция Второго Ватиканского собора «Sacrosanctum Concilium» разрешила причастие под двумя видами и мирянам. В современной литургической практике Католической церкви применяются оба способа причащения мирян в зависимости от постановления местной Конференции католических епископов и условий для совершения Евхаристии. Первое причастие в латинском обряде традиционно совершается в возрасте 7-12 лет, при пробуждении в них способности сознательно и достойно принять Христа, после предварительной подготовки, и проводится с особой торжественностью. Причащать верующих в обыкновенных условиях может только священник. Обязанность прино сить Св. Дары больным лежит на настоятелях приходов. В исключительных случаях может разда вать Св. Причастие диакон. Священнослужителям запрещается давать прича щение явно недостойным его, отлученным от Цер кви или грешникам, не желающим исправить причиненного ими крупного соблазна. Причащение приносит пользу душе постольку, поскольку она способна достойно принять Господа. Итак, первое условие достойного причащения, есть состояние в освящающей благодати. Кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11. 29). Христианин, чувствующий на душе смертонос ный грех, хотя бы он и раскаивался в нем, не должен приступать к Св. Причастию, не приступив предварительно к таинству исповеди. Причащаться подобает с глубоким смирением и искренним желанием возрастать в любви к Богу. Церковь требует, чтобы причащающиecя были натощак от полуночи; исключения допускаются только по веским причинам, каковы тяжкая болезнь. опасность святотатственного оскорбления Св. Даров и т. п. Церковь приглашает верующих причащаться чаще, даже ежедневно. Иисус Христос велел нам духовно питаться Св. Евхаристией; Он ее сравнил с манною, которую евреи ели в пустыне ежедневно. По мнению многих Отцов Церкви, хлеб насущный, о котором мы молимся в молитве Господней, обозначает в первую очередь хлеб Евхаристический. Первые христиане причащались не изредка, а «пребывали в преломлении Хлеба». Конечно, ежедневно причащаться приносит пользу ду ше только в том случае, если причастник руко водится чистыми намерениями, а не тщеславием или иными людскими побуждениями. Весьма желательно, чтобы католики восточных обрядов причащались в церкви собственного обря да. Однако, по уважительным причинам, они могут причащаться в церкви латинского обряда, точно так же, как католики латинского обряда - в церкви восточного. Находящихся в опасности смерти следует причащать по тому обряду, к которому они принадлежат; исключения допускаются в случае необходимости. В католичестве существует ряд внелитургических видов почитания Святых Даров, в которые пресуществляются хлеб и вино в евхаристии. Одним из них является адорация — выставление Святых Даров в дароносице специального вида (монстрация) для поклонения и молитвы перед ними. В четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы отмечается Праздник Тела и Крови Христовых (лат. Corpus Christi - Тело Христово), во время которого совершаются торжественные процессии со Святыми Дарами по улицам городов. | |
Просмотров: 3143 | |
Всего комментариев: 0 | |