Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
Таинство Покаяние (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.) Пятая статья из серии: «Таинства Католической Церкви» Покаяние может рассматриваться как добродетель и как таинство. Как добродетель оно есть скорбь о совершенном грехе порождающая желание исправить причиненное зло и в будущем больше не грешить. Во втором смысле покаяние есть таинство, установленное Господом нашим Иисусом Христом для отпущения грехов совершенных после крещения. Добродетель покаяния или раскаяние необходима для спасения всякому, кто чувствует себя виновным в тяжких грехах. Иисус Христос сначала обещал Своим Апостолам власть отпускать грехи, а затем передал им эту власть. Право вязать и разрешать было обещано всем Апостолам. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мате. 18., 18)». Смысл этого обещания становится ясным из слов, которыми воскресший Спаситель поручил Апостолам совершать таинство покаяния: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: «Примите духа Святого: кому простите грехи - тому простятся; на ком оставите - на том останутся (Иоанн. 20., 21-23)». Не подлежит сомнению, что этими словами Христос установил подлинное и особое таинство. Действительно, отпускать кому-либо грехи предполагает некоторый видимый знак (самообвинение, приговор), обозначающий духовое возрождение кающегося, а так как грехи не могут быть отпущены без излияния благодати, то мы имеем на лицо все элементы таинства: символ, божественное установление и действие благодати. Исповедь строго обязательна для всех католиков не менее раза в год (даже если нет тяжких грехов), а также в случае тяжёлого греха (имея на совести тяжёлый грех до исповеди нельзя приступать к причастию). Многие священники рекомендуют исповедоваться раз в месяц или даже чаще, если есть такая потребность. Перед таинством крещения взрослых исповедь не проводится, так как считается, что крещение смывает все грехи, совершённые до него. Для того, чтобы исповедь была действительной необходимо выполнение следующих условий: 1) Испытание совести. 2) Искреннее сокрушение о грехах. 3) Твёрдое намерение больше не грешить. 4) Искренняя исповедь перед священником. 5) Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям). Материальными действиями этого таинства являются сокрушение, исповедь и удовлетворение за грехи со стороны кающегося. Словесные - слова священника, которыми он «разрешает от грехов во имя Отца и Сына и духа Святого». Как во всех таинствах, здесь должно быть сочетание материи и формы: разрешение от грехов, посланное по почте отсутствующему лицу, не действительно. Таинство покаяния производит следующие действия в душе кающегося: 1) Отпускает все грехи даже самые тяжкие. 2) Отпускает вечную кару, заслуженную смертоносным грехом; он делает нас соучастниками Божеской природы, друзьями и сонаследниками Христа, что несовместимо с вечным наказанием. 3) Уменьшает временную кару за грехи. 4) Возвращает прежним добрым делам грешника их сверх природную ценность, утерянную при совершении смертоносного греха. 5) Сообщает особую «благодать таинства», состоящую в помощи воздействующей благодати в борьбе с греховными наклонностями. Таинство покаяния необходимо для спасения всем тем, кто совершил после крещения смертоносный грех и не лишен возможности прибегнуть к этому Таинству. Одни только епископы и священники могут быть служителями таинства покаяния: обещая и устанавливая это таинство, Христос обращался не к толпе Своих последователей, а только к Апостолам. Кроме того, чтобы отпущение грехов было действительным, покаяние человека должно быть не формальным и лицемерным, а истинным и чистосердечным, сопровождаться твердым намерением исправится и не повторять своих грехов. А также искупить за нанесенный вред добрыми делами, например, если кого-то обидел, надо извиниться и сделать ему добро, а если что-то украл должен вернуть или возместить стоимость потерпевшему или его наследникам, в крайнем случае, раздать равномерную украденному суму нищим и так далее. Кроме того, для действительности таинства священник, кроме рукоположения должен иметь необходимые полномочия (разрешение исповедовать), которые обычно сообщаются ему местным епископом. Полномочия эти могут распространяться на всю епархию или только на один приход, и на более или менее продолжительное время. В случае опасности смерти, кающийся может получить прощение всех грехов через любого священника, даже лишенного полномочий. Исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (возможна исповедь и вне конфессионала). Конфессионал сконструирован таким образом, чтобы священник имел возможность слышать исповедь, но не имел возможности видеть лицо исповедующегося (окошко исповедальни затянуто материей). | |
Просмотров: 1659 | |
Всего комментариев: 0 | |