Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
Таинство Крещения (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.) Третья статья из серии: «Таинства Католической Церкви» Таинство Крещения — первое из семи таинств Церкви, в котором верующий водою и Божьим словом, при троекратном обливании водой (или троекратном погружении) с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого духа, умирает для жизни плотской, греховной и, соединяясь в таинстве с Господом Иисусом Христом, возрождается от Святого духа в жизнь духовную, святую, очищается от первородного греха (Греха Адама) и от всех грехов своих и грехов предков, получает освящающую Благодать, получает в душу нестираемый знак христианина (печать Дара Духа Святого), становится Божьим сыном и членом Христовой церкви. Таинство Крещения установлено Самим Спасителем (Мф. 28, 19-20; Ин. 3, 5-7). Крещаемый, принимая таинство, освобождается от подчинения греху, от рабства дьяволу, который с момента Крещения уже не имеет власти над человеком, но может только склонять его. Благодать Святого духа, вселившаяся в человека, дает ему силу противостоять греху и утверждаться в добродетели. Оно сообщает нам «благодать таинства», помогающую нам при выполнении наших христианских обязанностей. Человек в таинстве крещения дает Богу обещание доброй совести (1 Петр. 3,21), а Бог очищает человека от греха (Деян. 22,16) и дает ему дар Святого Духа (Деян. 2, 38). Дарованное благодатное освящение следует хранить и приумножать жизнью по заповедям Евангелия и участием в таинствах Церкви. В противном случае, при возвращении после крещения к греховной жизни, благодать таинства пребывает с человеком, не проявляясь, оставаясь подобием тлеющей под угольями искры, и воспринятый духовный образ Христов искажается и помрачается страстями. Так как человек в таинстве крещения получает духовную неизгладимую печать Духа Святого, то он не может быть повторно крещен, но исповедью и причастием может после оставления греховной жизни восстановить в себе дары Святого Духа. Таинство Крещения могут совершать Епископы, Священники, и дьякона (в православной церкви например, только епископы и священники) а в крайнем случае (когда существует опасность смерти) и миряне. Крещение производится троекратным возлиянием воды на голову крещаемого, либо путём троекратного погружения в крещальную купель. В латинском обряде чаще используется крещение окроплением, в восточных и в некоторых западных (например амвросианском) обрядах — погружением. При этом произносятся тайносовершительные слова: Крещается раб Божий (имя), во имя Отца (первое окропление или погружение), аминь. И Сына (второе окропление или погружение), аминь. И Святаго духа, аминь (третье окропление или погружение). Иногда в римском обряде, во время крещения один раз произносится тайносовершительная формула «(имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа», и крещаемый трижды окропляется Святой водой. Крещение - рождение от Святого духа - не может быть повторено, но таинства Покаяния и Причащения, омывающие от грехов и соединяющие со Спасителем, возвращают человеку освящение Христовой благодатью и с Ним и в Нем - вечную жизнь. Таинство Крещения может быть совершено над младенцами и над взрослыми. Последним следует подготовиться к принятию Крещения осмыслением величия, неповторимости и духовной сути предстоящего в жизни события. Кроме того в Католической Церкви перед крещением взрослых обязательна подготовка к принятию таинства, так же как это было заведено в раннем христианстве. Подготовка, на которой рассказывается о догматах веры, объясняется порядок церковной жизни и обязанности христианина, называется катехуменатом или оглашением, а обучаемые - катехуменами или оглашенными. Катехуменат длится от нескольких месяцев до нескольких лет (в России - один год). Перед совершением таинства священник спрашивает оглашенных, хотят ли они принять крещение, затем благословляет их, чертя знак креста на лбу новокрещаемых, после чего совершает молитву экзорцизма для очищения крещаемых от первородного греха. После совершения таинства новокрещённому вручается зажжённая свеча и надевается белая одежда, как символ света Христова и очищения для новой жизни. Затем совершается помазание новокрещённых елеем (не являющееся таинством миропомазания), которое символизирует крепость в борьбе со злом. В восточных католических церквах сразу за таинством крещения, обычно следует таинство миропомазания и первое причастие, в латинском обряде - для взрослых - только причастие, таинство миропомазания преподаётся позднее. Для своего первого причастия новокрещённые выходят со зажжёнными свечами и причащаются вместе с министрантами - церковными служкам (православный аналог - алтарник, понамарь). Крещение младенцев в Католической Церкви производится по вере родителей и крёстных. Они обязуются воспитывать ребёнка в христианской вере. Поэтому с ответственностью, не формально следует отнестись к выбору крестных. В латинском обряде первое причастие и миропомазание для детей, традиционно откладываются. Первое причастие обычно совершается в 7-12 лет, таинство Миропомазания, или Конфирмации, которое в своем роде «утверждает» и завершает помазание Крещения в юношеском возрасте (его преподаёт только епископ). Человек (взрослый или ребенок), находящийся в смертельной опасности, и крещенный, (при невозможности пригласить священника или диакона), мирянином, если останется в живых, то должен быть доставлен к священнику для довершения таинства. Если взрослый человек, желающий креститься, не знает точно, был ли он крещен в детстве, или был якобы крещен мирянином, но не известно, правильно ли было совершено таинство, то в таком случае следует принять таинство Крещения у священника или диакона «под условием» (Это не будет перекрещиванием, а лишь восполнением не точно или не достоверно совершенного крещения). По принятии Крещения взрослым следует хранить и приумножать дарованное освящение благочестивой жизнью и таинствами Церкви. Так как крещение является Богом установленное средство для достижения спасения во Христе, то это таинство надо совершать как можно раньше. По древнему обычаю Церкви, не кто не должен принимать крещения без восприемника - кресного, кроме крайнего случая. Обязанностью восприемников является обучение, крестника начальным истинам христианства, и начальным молитвам, а также исполнению крестником обязанностей, налагаемых на него крещением. Восприемники (Крестные) - при совершении таинства Крещения - крестные отец или мать, обязующиеся воспитать крещаемого (крестника) в благочестии и истинах христианской веры. Поэтому восприемники обязательно должны быть крещеными и верующими. Напротив, не могут быть восприемниками иноверцы, еретики, раскольники, лица, ведущие греховную жизнь, и дети. Не могут быть восприемниками своих детей родители. Не обязательно участие в таинстве двух восприемников, а достаточен и один: при крещении мальчика - мужчина, при крещении девочки - женщина. Взрослый человек, как отвечающий сам за себя, может быть крещен, в крайнем случае, без восприемника, также и младенец находящий в опасности умереть. Следует иметь в виду, что духовное родство, устанавливающееся в таинстве между восприемниками и крещаемым, является в дальнейшем препятствием для вступления друг с другом в церковный брак. Следует знать, в каких случаях таинство крещение является действительным и действенным, а в каких нет. Чтобы с пользою, действительно и действенно для себя принять крещение, взрослый человек, кроме намерения принять таинство, должен соблюсти условия, иметь: 1) Веру: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Марк., 16, 16). 2) Хотя бы начальное знание истин и обязанностей христианина. 3) Сокрушение о грехах: «Покайтесь, и да крестится…» (Деяния.,2,38). Также должен дать Богу обещание стараться жить по заповедям Евангелия: «… обещание Богу доброй совести…» (1 Петр. 3,21). За младенца все это должен явить Восприемник по вере которого и крестится младенец (как по вере сотника, вдовицы, отца, друзей, получали исцеления слуга, дети, друг, о чем мы читаем в Евангелии). Таинство как уже указывалось выше, должен проводить истинно рукоположенный епископ, священник или диакон. При этом должна соблюдаться «материя» таинства, ребенка должен троекратно погружать в воду или обливать священник, и «форма», то есть произносится слова «крещается раб божий такой-то во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь. Если нарушена «материя» или «форма» или священник был не истинный, или изгнанный из церкви, то совершенное таинство не является действительным и полезным, в таком случае надо крестится правильно или просто дополнить неправильно совершенное таинство, в зависимости от того, насколько сильны были нарушения. Если же «материя» и «форма» соблюдены и священник был истинный, но не выполнены условия: Вера, знания, покаяние и обещание, (смотри выше), то такое крещение действительно, но не действенно и мало полезно. В чем разница между действительным и действенным таинством? Действительное таинство это таинство, которое произведено правильно, но без соблюдения условий, а действенное, и правильно и с соблюдением условий. Разница как между исправным фонариком, (действительное таинство) но с севшей батарейкой, (все на месте, а света нет) и, таким же исправным фонариком, но с нормальной батарейкой (действенное таинство). В данном случае Вера и прочие условия является тем, что делает таинство не просто купанием, а действительно таинственным актом единения с Богом. Люди, не имеющие действенного крещения не могут не причащаться, не погребаться, не участвовать в других таинствах и обрядах церкви. Во первых по тому, что без крещения не кто не допускается к этой стороне жизни церкви, а во вторых, и для этих таинств и обрядов надо исполнить все те же условия что и для крещения, а если их и для крещения не исполнили, то сами понимаете что и остальным таинствам и обрядам дороги нет. Если же вы в свое время не серьезно отнеслись к подготовке к таинству, и оно действительно, но не было действенно, не отчаивайтесь, Бог милостив, и любой человек имеющий действительное, но не действенное крещение, либо по своему легкомыслию, либо по легкомыслию своих родителей, не подобравших своему чаду верующих восприемников, может легко, превратить свое крещение в действенное, просто исполнив условия: уверовать, познать истину, покаяться, обещать Богу добрую совесть, и, исповедавшись и причастившись восстановить в себе всю полноту и действенность великого таинства крещения. Но помните, идя на свое крещение или крещение своих детей, отнеситесь серьезно к своей подготовке и подбору крестных, так как крещение это очень важное и великое таинство церкви Христовой. | |
Просмотров: 2761 | |
Всего комментариев: 0 | |