Четверг, 14.11.2024, 06:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Католичество » Катехизис

Таинство Елеосвящение (Соборование)

                                        Таинство Елеосвящение 

                               (Соборование)

                                               (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.)

                                          Седьмая статья из серии: «Таинства Католической Церкви»

 

  Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела освященным елеем, больному сообщается благодать, облегчающая духовные и телесные немощи.

  Таинство это дополняет действие таинства покаяния. Иногда оно, вдобавок, исцеляет больного.

  В Католической церкви таинство совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв над больным и помазания его лба и ладоней освящённым елеем. Во время помазания обязательно произносится тайносовершительная формула: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. Аминь. И, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания. Аминь».

  Елеосвящение есть особое и подлинное таинство Нового Завета.

  Эта истина обоснована, главным образом, на следующих словах Aп. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14,15). Здесь имеется налицо все существенное для таинства, а именно:

1) Осязае-мый знак или символ: помазание тела елеем изо-бражает облегчение, приносимое душе благодатью.

2) Установление таинства Иисусом Христом. Хотя Aп. Иаков не упомянул прямо об этом, но слова, ко-торые он употреблял, ясно доказывают, что пред-писанные им молитвы и помазание имеют сверхпри-родную силу, присущую только обрядам Божеского установления; Апостол не сам устанавливает этот обряд, а только провозглашает его необходимость.

       3) Излияние благодати на принимающего. То, что Апостол говорит об исцелении болеющего, может быть отнесено как к духовному, так и телесному исцелению; но слова: «Если он соделал грехи, простятся ему», указывают на сверхприродную помощь Бога душе, т. е. благодать.

 «Материей» этого таинства является помазание освященным елеем, «формой» - слова, которыми священнослужитель умоляет Бога простить больному его грехи.

  Елеосвящение производит в душе следующие действия:

1) Оно отпускает повседневные грехи.

2) Оно отпускает смертоносные грехи в том случае если больной при всем своем желании не имеет возможности приступить к таинству покаяния (например, больной, раскаявшийся в своих грехах и затем впавший в предсмертное бессознательное состояние).

3) Соответственно с предрасположениями больного оно отпускает временную кару.

4) Оно увеличивает в больном освящающую благодать и дает ему особую «благодать таинства», именно утешение и отраду, которые подкрепляют его душу в борьбе с предсмертными искушениями и дают ему терпение в страданиях и преданность воле Божьей.

  Соборование может возвратить больному здоровье, если Бог считает это полезным для его вечного спасения. Это действие елеосвящения происходит гораздо чаще, чем предполагают; потому совершен-но напрасно бояться этого таинства, как будто бы оно является смертным приговором. Заметим, что елеосвящение не всегда возвращает здоровье чудодейственным способом, но всегда укрепляет силы больного.

  Елеосвящение не безусловно необходимо для того, кто уже должным образом исповедался. Но оно не-обходимо в том случае, если болеющий, совесть которого обременена смертоносным грехом не может приступить к таинству покаяния. Так как оно всегда увеличивает освящающую благодать в душе достойно особорованного, то в тяжких болезнях никогда не следует отказываться от него.

  Каждый священник, и только священник, может быть служителем таинства елеосвящения. Это необходимо для действительности таинства. Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома). Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Соборовать больных является обязанностью настоятеля прихода.

  Со стороны больного для действительного принятия елеосвящения требуется:

       1) Чтобы он был крещен-, ибо крещение есть «дверь, ведущая ко всем другим таинствам».

       2) Чтобы он, хотя бы до болезни, владел рассудком и имел намерение принять это таинство; итак, малолетние дети и умалишенные от рождения не могут быть помазываемы.

       3) Чтобы его жизнь находилась в опасности (хотя бы отдаленной), по причине болезни или старческой дряхлости; над находящимися в смертельной опасности, но по другим причинам (мореплаватели или при-говоренные к смертной казни), не следует совершать таинства елеосвящения.

  Так как жизнь покидает тело постепенно, то разрешается условно совершать елеосвящение над только что испустившим дух, когда есть уважительная причина предполагать, что смерть является только кажущейся.

  Если таинство соборования проводится над умирающим человеком, то вслед за ним обычно преподаётся причастие, которое называют виатиком (лат. viaticum) или последним напутствием.

  Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз, но не в течение одной и той же болезни. Таинство елеосвящения можно возобновлять в каждой опасной болезни.

  Чтобы с большей пользой принять это таинство, надо сначала искренно покаяться в своих грехах и иметь горячее желание принять его.

Категория: Катехизис | Добавил: Alekca (23.12.2011)
Просмотров: 2358 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]