Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
Совершитель таинства (на основе католического катехизиса Св. Тышкевича) Вторая статья из серии: «Таинства Католической Церкви». Как учит нас католический катехизис, необходимые условия действительности таинства, cо стороны совершителя, таковы: 1) Совершитель должен иметь власть совершать данное таинство. Так, таинство священства, рукоположение и хиротония, может быть совершено только епископом; отпущение грехов предполагает у совершителя сан священника и должные полномочия от местного епископа; крещение может быть действительно в крайних случаях, даже если его совершает мирянин. 2) Совершитель должен иметь намерение «совершить то, что делает Церковь». Объясним несколько подробнее смысл этой формулы. Необходимо различать разные виды намерения. Намерение будет: а) Действенное - когда действующее лицо вполне сознательно в самый момент действия возбуждает в себе определенное решение, (то есть он внимательно и самозабвенно совершает таинство). б) Неявное или продолжающееся - когда предшествующее намерение, не отмененное противоположным решением, продолжает влиять на поступки, несмотря на невольную рассеянность или забывчивость (то есть когда священник решительно собрался совершить таинство но в момент совершения таинства был рассеян и думал о чем-то другом) в) Обычное - когда прежнее намерение, хотя и не отмененное по тем или иным причинам перестало направлять поступки; (то есть когда священник мертвецки пьян или под действием наркотиков). Кроме того, намерение может быть внешним или внутренним. Внешнее намерение имеется тогда, когда совершитель исполняет только материальное и чисто внешнее действие (для галочки), не думая о его символическом смысле; внутреннее – когда совершитель исполняет таинство, именно как священный обряд, и согласует свое намерение с намерением Церкви. Наконец, намерение может быть безусловным, то есть независящим от посторонних событий (когда все условия выполнены), или же условным, сознательно поставленным в зависимость от событий, прошедших, настоящих или будущих, (то есть когда мы не знаем, были выполнены определенные условия в прошлом или в настоящем, или же будут они выполнены в будущем). Можно установить следующие правила: 1) Действенное намерение, хотя и весьма желательно со стороны совершителя таинства, не является необходимым для действительности таинства. 2) Продолжающееся намерение вполне достаточно. З) Намерение обычное не достаточно для действительности таинства, ибо в минуту совершения таинства всякое намерение фактически отсутствует. Священник, в бреду или пьяный совершающий крещение или отпускающий кому-либо грехи, не совершает никакого таинства 4) Намерение внутреннее обязательно. Надо, что бы совершитель хотел, по крайней мере, исполнить то, что было установлено Иисусом Христом и что делает Церковь Христова; таким образом крещение, совершаемое еретиком, может быть действительным; но, так называемое, священство и причастие недействительно, ибо их епископы вовсе не имели намерения сообщать рукополагаемым власть пресуществлять хлеб и вино в Тело и кровь Христову, между тем как эта власть, по установлению Спасителя обязательно присуща священству. 5) Намерение условное, если условие относится к прошедшему или настоящему времени, обыкновенно не мешает действительности таинства; (то есть когда мы точно не знаем, были или не были выполнены условия в прошлом или настоящем, но надеемся и имеем намек на то, что выполнены) можно, например, условно крестить ребенка, когда сомневаются в том, наступила ли смерть или нет, или, например, был он уже крещен или нет. Таинство недействительно, если условие касается будущего - то есть когда мы точно знаем что условия не выполнены не в прошлом, не в настоящем, и не знаем, выполнят, ли эти условия в будущем. Например нельзя крестить еще не рожденного ребенка или брать крестным человека который только собирается сам крестится, ибо отсутствует должная связь между существенными элементами таинства. Для позволительного совершения таинств, требуется, кроме того, чтобы совершитель находился в состоянии благодати, имел должное разрешение от церковной власти – соблюдал еще и обряды по требнику, и т. д. Из всего выше сказанного выходит, что для того, чтобы таинство было совершенно, священник должен иметь: законное рукоположение в сан, не должен быть запрещен в служении (под запретом), иметь разрешение на проведение таинств от своего епископа (это касается исповеди и изгнания бесов, (так называемая вычитка или экзорцизм)). Также иметь продолжающееся намерение совершить таинство, а желательно действенное, кроме того, намерение это должно быть внутреннее (с верой в таинство), а не наружное (лишь бы отбыт повинность), и безусловное, то есть с выполнением всех правил, или хотя бы условное, но зависящее от событий уже прошедших, или настоящих. И совершать это таинство священник должен, так как написано в требнике (специальный сборник молитв), а не по своему усмотрению. Если все выше сказанное выполнено - то таинство совершенно действительно, и вы действительно получили от священника, то таинство за которым к нему обратились. Нам всегда надо подходить к вопросу о таинствах с той серьезностью, с которой мы подходим к покупке дорогой вещи, ведь мы смотрим чтобы качество, соответствовало цене, а продавец внушал доверие и давал гарантии. А ведь таинства Господни намного важнее любой вещи, а значить и подходить к ним надо со всей ответственностью – т.е., обращая внимание на то, кто и как преподает вам эти таинства, и что вы получаете от него - действительно спасение или дешевую «китайскую» подделку под благодать Божью, как бывает в случае обращения за таинствами к еретикам или раскольникам. Будьте благоразумны, ведь все зависит от вашей мудрости, веры, рассудительности и стремлению к Божьей милости и его таинствам. | |
Просмотров: 885 | |
Всего комментариев: 0 | |