Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
Розарий Роза́рий (лат. rosarium — венок из роз) — традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам. Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Первоначально по 150 бусинам розария читались 150 псалмов Псалтири, и лишь впоследствии круг был разбит на десятки, разделённые большими бусинами, и вместо псалмов по нему читались Отче наш и Аве Мария. Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическая традиция официально связывает их появление с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году. Особую роль в распространении молитвы Розария сыграл орден доминиканцев в XV веке. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой был установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария (7 октября). По католическому учению Дева Мария, в своих явлениях в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) подтвердила необходимость чтения Розария. После того, как Католическая церковь признала Фатимские явления Девы Марии, Розарий был дополнен Фатимской молитвой. В 2002 году Иоанн Павел II добавил к имеющимся трём группам тайн ещё одни — светлые (см. ниже), не обязательные, но рекомендованные. Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины, распятия (креста) и медальона. Существуют также другие, менее распространенные разновидности. Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв Отче наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям. Существует четыре вида тайн: Радостные (лат. Mysteria Gaudiosa), в которых размышляется о тайне Божией любви Благовещение Божией Матери (Лк.1:26-38) Посещение Девой Марией святой Елисаветы (Лк.1:39-56) Рождение Иисуса Христа (Лк.2:1-21) Сретение Господне (Лк.2:22-40) Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме (Лк.2:41-52) Светлые (лат. Mysteria Luminosa) Крещение Иисуса в Иордане (Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22) Откровение Господа Иисуса о Себе Самом на брачном пиру в Кане (Ин.2:1-12) Возвещение Царствия Божия и призыв к обращению (Мк.1:15) Преображение на горе Фавор (Мф.17:1-8; Мк.9:2-8; Лк.9:28-36) Установление Евхаристии (Мф.26:26-29; Мк.14:22-25; Лк.9:15-20) Скорбные (лат. Mysteria Dolorosa), в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, которая совершилась через распятие Предсмертное борение в Гефсиманском саду (Мф.26:36-46; Мк.14:32-42; Лк.22:39-46) Бичевание Иисуса Христа (Мф.27:24-26; Мк.15:6-15; Ин.19:1) Увенчание терниями (Мф.27:27-31; Мк.15:16-20; Ин.19:2-3) Крестный путь (Мф.27:32-44; Мк.15:21-32; Лк.23:26-43; Ин.19:16-27) Смерть на кресте (Мф.27:45-56; Мк.15:33-41; Лк.23:44-49; Ин.19:28-37) Славные (лат. Mysteria Gloriosa), в которых прославляется Христос, через которого и вместе с которым христиане стремятся к вечной жизни Воскресение Христа (Мф.28:1-10; Лк.24:1-12; Ин.20:1-10) Вознесение Христа (Лк.24:50-53) Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян.2:1-13) Успение Пресвятой Богородицы Увенчание Девы Марии небесной славой (Откр.12:1) Каждый вид включает в себя по 5 тайн, таким образом, один круг Розария позволяет размышлять об одном виде тайн. Полный Розарий, включающий в себя все 4 вида тайн, состоит, следовательно, из 4 кругов. Католики-традиционалисты читают Розарий без светлых тайн, добавленных Иоанном Павлом II. Полный Розарий без светлых тайн состоит, таким образом, из трёх кругов (150 «Ave Maria», символизирующие 150 псалмов). Рекомендуемый порядок чтения тайн: Розарий можно читать не полностью, а по одному виду тайн в день. Исторически сложился следующий порядок чтения тайн: Вид тайн Без светлых тайн* Со светлыми тайнами Радостные Понедельник и четверг Понедельник и суббота Светлые Четверг Скорбные Вторник и пятница Вторник и пятница Славные Среда и суббота Воскресенье и среда В воскресенье читается та часть, которая соответствует периоду церковного года: в Адвент и Рождество — первая, в Великий пост — вторая, во все остальные воскресные дни года — третья. День недели Без светлых тайн Со светлыми тайнами Понедельник Радостные Радостные Вторник Скорбные Скорбные Среда Славные Славные Четверг Радостные Светлые Пятница Скорбные Скорбные Суббота Славные Радостные Воскресенье: В Адвент: радостные В Великий пост по Вербное воскресенье: скорбные В обычное время, от Пасхи по воскресенье перед Адвентом: Славные Коричневый: Верую Красный: Отче наш Голубой: Аве Мария Синий: Аве Мария, затем фатимская молитва Тёмно-красный: Слава / Отче наш Тёмно-синий: Salve Regina и крестное знамение Вид тайн Без светлых тайн Со светлыми тайнами Радостные 1 октября, 4 октября… 1 октября, 5 октября… Светлые 2 октября, 6 октября… Скорбные 2 октября, 5 октября… 3 октября, 7 октября… Славные 3 октября, 6 октября… 4 октября, 8 октября… Порядок чтения Розария с ходом времени существенно не менялся, за одним исключением — в 2002 году папа Иоанн Павел II добавил (точнее, «рекомендовал» не в обязательном порядке) светлые тайны к трём исторически существовавшим: радостным, скорбным и славным. | |
Просмотров: 2980 | |
Всего комментариев: 0 | |