Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
Предвечное Слово Божие и слова Священного Писания — Бог говорит с нами человеческим языком, чтобы мы поняли Его. Таким же является язык Священного Писания. В снисхождении Своей благости Бог, чтобы открыть Себя людям, говорит с ними человеческим языком: "Ибо слова Божий, высказанные на человеческих языках, уподобились человеческому языку, как некогда Слово Превечного Отца, приняв на Себя немощь нашей плоти, сделалось подобным людям". (Катехизис Католической Церкви, 101) — Бог Отец выражает Себя во всей полноте в Своем предвечном Сыне, называемым Словом Божьим или Глаголом. Это одно-единственное предвечное Слово говорит Бог сквозь все слова Священного Писания. Сквозь все слова Священного Писания Бог говорит одно-единственное Слово: Свой единый Глагол, в Котором Он выражает Себя во всей полноте". (Катехизис Католической Церкви, 102) "Все Священное Писание - это одна книга, и эта одна книга есть Христос, ибо все Священное Писание о Христе говорит и все Священное Писание во Христе исполняется". (Катехизис Католической Церкви, 134) — Христос, предвечное Слово Божие, предвечный Глагол, есть единственное Слово Священного Писания. "Вспомните, что это все то же Слово Божие, Которое простирается во всем Писании, что это все тот же самый Глагол, Который звучит из уст всех священнослужителей. Глагол, Который, будучи изначально Богом у Бога, не имеет там нужды в слогах, ибо там не подвержен времени". (Катехизис Католической Церкви, 102) — Церковь всегда почитала Священное Писание, так как оно Слово Божие, направленное к нам. "Священное Писание содержит Слово Божие, и, так как оно богодухновенно, оно воистину - Слово Божие". (Катехизис Католической Церкви, 135) По этой причине Церковь всегда почитала Священное Писание, как почитает она и Тело Господне. Она неустанно предлагает верующим Хлеб жизни от трапезы Слова Божия и Тела Христова. (Катехизис Католической Церкви, 103) — В Священных книгах Отец с великой любовью вступает в беседу со Своими детьми. В Священном Писании Церковь непрерывно обретает питание и силу, ибо принимает от него не только человеческое слово, но то, что оно есть на самом деле, - Слово Божие. "Ибо в Священных книгах Отец, Который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим детям и вступает в беседу с ними". (Катехизис Католической Церкви, 104) Богодухновенность и истинность Священного Писания — Согласно вере Церкви Бог есть автор Священного Писания, так как все его книги написаны по вдохновению Духа Святого. Бог есть автор Священного Писания. "Богооткровенная истина, которая содержится и излагается в книгах Священного Писания, запечатлена в них по вдохновению Духа Святого. Святая Матерь Церковь, согласно своей апостольской вере, считает священными и каноническими все книги как Ветхого, так и Нового Завета, во всех их частях, так как, написанные по вдохновению Духа Святого, они имеют своим автором Бога, и как таковые они были переданы самой Церкви. (Катехизис Католической Церкви, 105) — Не только Бог, но и вдохновенные Святым Духом люди – авторы Священного Писания. Бог вдохновил людей - авторов Священных книг. "Для того, чтобы составить эти Священные книги, Бог избрал людей, к которым обратился, используя полностью их способности и силы, с тем, чтобы, при Его действии, в них и через них, они письменно изложили, как настоящие авторы, все, и только то, что Он хотел". (Катехизис Католической Церкви, 106) — Нет ошибок в Библии. Книги Писания твердо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения хотел передать нам через Книги Священного Писания. Бог есть Автор Священного Писания, ибо Он вдохновил его авторов-людей; Он действует в них и через них. Он тем самым дает уверенность, что их писания безошибочно учат спасительной истине. (Катехизис Католической Церкви, 136) Боговдохновенные книги учат истине. "Так как все, что утверждают богодухновенные авторы или священнописатели, должно быть принято как утверждение Духом Святым, то нужно исповедовать, что книги Писания твердо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения восхотел запечатлеть в Священном Писании". (Катехизис Католической Церкви, 107) Толкование Священного Писания — Чтобы правильно понять Священное Писание, нужно обращать внимание на то, что авторы-люди действительно намеревались утверждать и что хотел показать нам Бог через их слова. В Священном Писании Бог говорит с человеком так, как говорят люди. Чтобы уметь толковать Писание, нужно обращать внимание на то, что авторы-люди действительно намеревались утверждать и что соблаговолил показать нам Бог через их слова. (Катехизис Католической Церкви, 109) — Для хорошего понимания Священного Писания нужно учитывать все, что помогает обнаружит подлинные намерения священнописателей, т.е. авторов-людей. Чтобы обнаружить намерения священнописателей, нужно учитывать условия их времени и культуры, "литературные жанры", бытовавшие в ту эпоху, современные им способы восприятия, выражения, повествования. "Действительно, истина предлагается и выражается различными способами в разных текстах исторических, в текстах пророческих, или в поэтических, или в других видах речи". (Катехизис Католической Церкви, 110) Толкование богодухновенных Писаний должно прежде всего обращать внимание на то, что Бог хочет открыть через священнописателей для нашего спасения. "Что исходит от Духа - может быть полностью услышано только действием Духа". (Катехизис Католической Церкви, 137) — Не возможно обнаружить Божьей Истины Священного Писания, пользуясь одними лишь литературными и грамматическими способами разбора библейского текста. Нужно, чтобы Христос Святым Духом "отверз нам ум к уразумению Писаний". Однако, христианская вера - это не "религия Книги". Христианство - это религия Слова Божия, "не написанного и немого слова, но Глагола воплощенного и живого". Чтобы Писание не осталось мертвой буквой, нужно, чтобы Христос, Вечное Слово Бога Живого, Святым Духом "отверз нам ум к уразумению Писаний" (Лк 24,25). (Катехизис Католической Церкви, 108) — Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью Того же Духа, под воздействием Которого оно было написано. Но в силу того, что Священное Писание богодухновенно, существует другой принцип верного толкования, не менее важный, чем предыдущий, и без которого Писание осталось бы мертвой буквой: "Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью Того же Духа, под воздействием Которого оно было написано". (Катехизис Католической Церкви, 111) — Три критерия для толкования Священного Писания в соответствии с Духом Святым. II Ватиканский Собор указывает три критерия для толкования Писания в соответствии с Духом, вдохновившим его: (Катехизис Католической Церкви, 111) — Первое правило для толкования Библии: обращать большое внимание на содержание и единство всего Священного Писания. Всякое предложение и каждый отрывок толковать в контексте всего Ветхого и Нового Завета. 1. Прежде всего обращать большое внимание "на содержание и единство всего Писания". Ибо, как ни разнообразны книги, в него входящие, Писание едино в силу единства Замысла Божия, центром и сердцем которого - открытым со времени Своей Пасхи - является Христос. (Катехизис Католической Церкви, 112) Сердце Христово знаменует Священное Писание, а оно позволяет познать сердце Христово. Это сердце было закрыто до страстей, ибо Писание было неясно. Но после страстей Писание открылось, ибо те, кто отныне разумеет его, знают и отличают, как надо толковать пророчества. (Катехизис Католической Церкви, 112) — Второе правило для толкования Библии: не отрывать смысла библейских текстов от Священного Предания, от Учительства Церкви, но читать Писание в "живом предании всей Церкви". 2. Затем: читать Писание в "живом предании всей Церкви". Отцы Церкви говорили, что точнее Священное Писание читается в сердце Церкви, нежели в вещественных средствах письма (т.е. на бумаге). Действительно, Церковь несет в своем Предании живую память Слова Божия; это Святой Дух дает ей духовное толкование Писания ("...согласно духовному разумению, которое Дух дарует Церкви"). (Катехизис Католической Церкви, 113) — Третье правило для толкования Библии: быть внимательным к "аналогии веры", т. е. понимать библейские тексты в таком смысле, чтобы он не противоречил никаким другим богооткровенным истинам веры. 3. Быть внимательным к "аналогии веры". Под "аналогией веры" мы понимаем связь истин веры между собой и в общем замысле Откровения. (Катехизис Католической Церкви, 114) — Различные смыслы Священного Писания Согласно древней традиции, можно различать два смысла Писания: буквальный и духовный, причем последний подразделяется на аллегорический, нравственный и анагогический (сокровенный). Глубокое согласование этих четырех смыслов обеспечивает живому чтению Писания в Церкви все его богатство: (Катехизис Католической Церкви, 115) — Буквальный смысл Буквальный смысл. Он передан в словах Писания и раскрывается при помощи экзегезы, которая следует правилам верного толкования. "Всякий смысл Священного Писания находит себе поддержку в его буквальном смысле". (Катехизис Католической Церкви, 116) — Духовный смысл, который подразделяется на аллегорический, нравственный и анагогический т.е. сокровенный Духовный смысл. Благодаря единству замысла Божия, не только текст Писания, но также реалии и события, о которых в нем говорится, могут быть знамениями. (Катехизис Католической Церкви, 117) — Духовный аллегорический смысл Св. Писания 1. Аллегорический смысл. Мы можем достичь более глубокого понимания событий, если постигнем их значение во Христе; так, переход через Красное море есть знамение победы Христа и тем самым - крещения. — Духовный нравственный смысл Св. Писания 2. Нравственный смысл. События, изложенные в Писании, должны привести нас к праведному поведению. Они описаны "в наставление нам" (1 Кор 10,11) — Духовный анагогический смысл Св. Писания 3. Анагогический смысл. Можно также видеть реальность и события в вечном значении, ведущем (греч. anagoge) нас к нашей духовной родине. Так, Церковь на земле - знамение небесного Иерусалима. Средневековое двустишие резюмирует эти четыре смысла: Буквальный - излагает события, аллегория - учит, чему верить, Нравственный - что делать, анагогия - к чему стремиться. (Катехизис Католической Церкви, 118) — Задача экзегетов: проникнуть в смысл Священного Писания и изложить его, чтобы благодаря этому изучению созревало суждение Церкви. "Задача же экзегетов - стараться согласно этим правилам более глубоко проникнуть в смысл Священного Писания и изложить его, чтобы благодаря как бы предварительному изучению созревало суждение Церкви. Ибо все, что касается толкования Писания, в конечном итоге подлежит суждению Церкви, которая исполняет полученное от Бога повеление и служение: хранить Слово Божие и толковать его": Я не верил бы в Евангелие, если бы не побуждал меня к этому авторитет Вселенской Церкви.(Катехизис Католической Церкви, 119) Канон Священного Писания — Церковь принимает и почитает как богодухновенные 46 книг Ветхого Завета и 27 - Нового Именно апостольское Предание позволило Церкви распознать, какие Писания должны войти в список священных книг. Этот полный список называется "каноном" Священного Писания. В него входят 46 книг Ветхого Завета (45, если считать Иер и Плач одной книгой) и 27 - Нового: Канонические книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, две книги СамуилаП), две книги Царств[2], две книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии, Товита, Иудифи, Есфири, две книги Маккавейские, книга Иова, Псалтирь, книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, книги Варуха, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии - в Ветхом Завете; Канонические книги Нового Завета: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния Апостолов, Послания апостола Павла Римлянам, первое и второе к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, первое и второе к Фессалоникийцам, первое и второе к Тимофею, Титу, Филимону, Послание к Евреям, Послания Иакова, первое и второе - Петра, три Послания Иоанна, Послание Иуды и Откровение - в Новом Завете. (Катехизис Католической Церкви, 120) Ветхий Завет — Книги Ветхого Завета сохраняют свою ценность Ветхий Завет - неотторжимая часть Священного Писания. Его книги богодухновенны и сохраняют свою неизменную ценность, так как Ветхий Завет никогда не был отменен. (Катехизис Католической Церкви, 121) — В книгах Ветхого Завета находится возвышенное учение о Боге, о Его спасительной любви, мудрость касательно человеческой жизни и дивная молитвенная сокровищница Действительно, "домостроительство Ветхого Завета было прежде всего направлено к приготовлению пришествия Искупителя мира". Книги Ветхого Завета, "хотя в них есть вещи несовершенные и преходящие", свидетельствуют о божественном педагогическом попечении спасительной любви Божией: в них "находится возвышенное учение о Боге, спасительная мудрость касательно человеческой жизни и дивная молитвенная сокровищница, в них, наконец, сокрыта тайна нашего спасения". (Катехизис Католической Церкви, 122) — Церковь всегда отвергала мысль отказаться от Ветхого Завета Христиане почитают Ветхий Завет как истинное Слово Божие. Церковь всегда резко отвергала мысль отказаться от Ветхого Завета под предлогом того, что Новый Завет упраздняет его (Маркионова ересь). (Катехизис Католической Церкви, 123) Новый Завет — Главный предмет книг Нового Завета –– Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, Его деяния, Его учительство, Его Страсти и Его прославление, а также рождение Его Церкви под действием Святого Духа "Слово Божие, которое есть сила Божия во спасение каждого верующего, особым образом является в Писаниях Нового Завета и являет силу свою". Эти Писания дарят нам окончательную истину о Божественном Откровении. Их главный предмет - Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, Его деяния, Его учительство, Его Страсти и Его прославление, а также рождение Его Церкви под действием Святого Духа. (Катехизис Католической Церкви, 124) Четвероевангелие — Четвероевангелие занимает центральное место, ибо Иисус Христос стоит в центре его Евангелия - сердце всего Священного Писания, "поскольку они составляют первостепенное свидетельство о жизни и учении воплотившегося Слова, нашего Спасителя" (Катехизис Католической Церкви, 125) — В создании Евангелий можно различить три этапа: 1. Жизнь и учение Иисуса. Церковь твердо считает, что четыре Евангелия, "историчность которых она безоговорочно удостоверяет, верно передают то, что Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно творил и о чем Он учил для вечного их спасения, до того дня, когда Он был вознесен на небо". 2. Устное предание. "То, что Господь говорил и делал, апостолы, после вознесения Его, передали своим слушателям с тем более полным разумением, которому они были научены славными событиями жизни Христовой и наставлены светом Духа истины", 3. Письменный текст Евангелия. "Священнописатели составили четыре Евангелия, выбирая из многого, что было передано устно или уже письменно, одно приводя в синтез, другое излагая с учетом состояния Церквей, наконец, сохраняя форму провозглашения, с тем, чтобы сообщать нам всегда истинное и подлинное об Иисусе". (Катехизис Католической Церкви, 126) — Нет учения лучшего, более ценного и блистательного, чем текст Евангелия Четвероевангелие занимает в Церкви уникальное место, о чем свидетельствует то почитание, которым окружено оно в богослужении, и ни с чем несравнимое влечение, которое во все времена испытывали к нему святые: Нет учения лучшего, более ценного и блистательного, чем текст Евангелия. Смотрите и запоминайте то, чему наш Господь и Учитель, Христос, учил словами Своими и что совершал делами. Превыше всего Евангелие поддерживает меня в молитвах; в нем я нахожу все, в чем нуждается моя бедная душа, Я всегда открываю там новый свет, сокровенный и таинственный смысл. (Катехизис Католической Церкви, 127) Единство Ветхого и Нового Заветов — Ветхий Завет готовит Новый, а Новый исполняет Ветхий Единство двух Заветов вытекает из единства замысла Божия и Его Откровения. Ветхий Завет готовит Новый, в то время как Новый исполняет Ветхий; они проливают свет друг на друга; оба - истинное Слово Божие. (Катехизис Католической Церкви, 140) — Новый Завет в Ветхом скрывается, в Новом же Ветхий раскрывается Еще в апостольские времена и затем постоянно в Предании Церковь с помощью типологии освещала единство Божественного домостроительства в двух Заветах. Типология позволяет открыть в делах Божиих ветхозаветных времен прообразы того, что Бог совершил, когда настала полнота времен, в Лице воплотившегося Сына. (Катехизис Католической Церкви, 128) — Христиане читают Ветхий Завет в свете Нового, в свете Христа умершего и воскресшего. Новый Завет требует, чтобы его читать в свете Ветхого. Следовательно, христиане читают Ветхий Завет в свете Христа умершего и воскресшего. Это типологическое чтение обнаруживает неисчерпаемое содержание Ветхого Завета, но не должно заставить нас забыть, что Ветхий Завет как Откровение сохраняет свою собственную ценность, подтвержденную Самим Господом нашим. Вдобавок Новый Завет требует, чтобы и его читали в свете Ветхого. Раннее христианское учительство постоянно прибегало к Ветхому Завету. По старинному присловью, "Новый Завет в Ветхом скрывается, в Новом же Ветхий раскрывается". (Катехизис Католической Церкви, 129) — События Ветхого Завета представляют собой промежуточные этапы устремленности к вершине истории спасения, когда "будет Бог все во всем" Типология знаменует устремленность к исполнению Божиего Замысла, когда "будет Бог все во всем" (1 Кор 15,28). Так, например, призвание патриархов и исход из Египта не теряют своей собственной ценности в замысле Божием оттого, что они одновременно представляют собой его промежуточные этапы. (Катехизис Католической Церкви, 130) Священное Писание в жизни Церкви — Как евхаристическое Тело Христа, так и Слово Божие питают и направляют всю христианскую жизнь "Церковь всегда чтила Божественные Писания, как она чтила и Само Тело Господне": оба питают и направляют всю христианскую жизнь. "Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс 119,105). (Катехизис Католической Церкви, 141) — Слово Божие есть поддержка и крепость Церкви и веры, пища души, чистый и неистощимый источник духовной жизни "В Слово Божие вложена такая сила, такое могущество, что оно есть поддержка и крепость Церкви, а для детей Церкви - крепость веры, пища души, чистый и неистощимый источник духовной жизни". Нужно, "чтобы христианам был широко открыт доступ к Священному Писанию" (Катехизис Католической Церкви, 131) — Священное Писание должно быть душой богословия, проповеди, катехизации и всякого христианского наставления "Изучение Священного Писания должно быть как бы душою священного богословия. Также и служение словом, то есть пастырская проповедь, катехизация и всякое христианское наставление, в котором литургическая проповедь должна занимать особое место, здраво питается и свято укрепляется словом Писания". (Катехизис Католической Церкви, 132) — Надо часто читать Св. Писание и размышлять о Слове Божьим, так как "не знать Писания – не знать Христа" Церковь "особенно и настоятельно увещает всех верующих во Христа (...) приобрести "..превосходное познание Иисуса Христа (Флп 3,8) через частое чтение Божественных Писаний, ибо "не знать Писания - не знать Христа" (св. Иероним)". (Катехизис Католической Церкви, 133) | |
Просмотров: 1600 | |
Всего комментариев: 0 | |