Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
О Св. Литургии (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.)
Литургия
есть жертвоприношение Тела и Крови Иисуса Христа под видами хлеба и вина, в
котором изображается и возобновляется (повторяется) пожертвование Собою Христа
на кресте.
Жертвоприношение есть имеющийся во всех религиях обряд, в котором через уничтожение не одушевленного предмета или заклание живого существа человек признает свою зависимость от Бога, благодарит или умилостивляет Его. Идея жертвенности лежит в основе богопочитания; признавая над со бою власть Бога, человек должен пожертвовать излишней привязанностью к земным благам и стремлением к независимости. Смотря по религиям жертвоприношения весьма различны, более или менее совершенны и угодны Богу. Наиболее совершенное жертвоприношение состоит в послушании воле Бога, каким бы образом она ни проявлялась, в по жертвовании всяким себялюбием Господа ради, вплоть до готовности отдать жизнь за правду. В Церкви Христовой все зиждется на духе люб ви, т. е. на жертвенности. Началом и завершением этой жертвенности, причиной и источником, откуда она получает свою сверхприродную ценность является жертва Христова на кресте и ее продолжение евхаристическое жертвоприношение, или Литургия. Евхаристическое жертвоприношение было предска зано пророком Маланьей: «На всяком месте будут приносить... чистую жертву» (1: 11). Устанавливая таин ство Евхаристии, Иисус Христос совершил истин ное жертвоприношение, отдал Самого себя в жертву за людей. Многочисленные места в творениях Отцов Церкви свидетельствуют о том, что с первых веков христианства Литургия рассматривалась как действительное Христово жертвоприношение, а не как обыкновенное моление священнослужителей и верующих. Протестанты, отвергая Св. Литургию, ссылаются на бесконечную ценность Жертвы на Голгофе и, следовательно, на бесполезность других жертв; но они заблуждаются, ибо Иисус Христос сам установил таинства, чтобы сообщать нам заслуги Своей крест ной смерти, хотя цена ее была бесконечной; Он же установил жертвоприношение Литургии, чтобы постоян-но возобновлять жертвоприношение Голгофы и сооб щать нам плоды его. Св. Литургия есть жертвоприношение, изображающее и возобновляющее Крестное Жертвоприношение. Эти жертвоприношения сходны между собою в двух отношениях: 1) В обоих случаях прино сится Богу одна и та же жертва - Иисус Христос. 2) В обоих случаях сам Иисус Христос приносит Себя в жертву Отцу небесному. Священником, доб ровольно совершившим жертвоприношение на Голгофе был Христос : «Я отдаю жизнь мою... Никто не отнимает ее у Меня: но Я сам отдаю ее» (Иоан. 10: 17, 18). Во время Литургии священнослужитель, будь он даже епископ или папа, является только орудием Христа-Священника; слова пресуществления (Cиe есть Тело Мое...) он говорит от лица Спасителя, приносящего Себя в жертву Отцу. Разница между тем и другим жертвоприношением в том, что: 1) На кресте Христос понес действительную смерть, тогда как в Литургии жертвоприношение есть мистическое. 2) Крестная жертва совершила дело искупления, литургическая жертва как бы применяет и сообщает душам нашим бесконечную ценность жертвы на кресте. Литургия является самым возвышенным видом богопочитания, благодарения Богу за Его благодеяния и умилостивления «во оставление грехов». Но понятно, что присутствующие на обедне пользуются безмерно ценными плодами ее только по мере своей духовно-нравственной способности воспринять их. Чтобы удо стоиться благодатных сокровищ Литургии, надо бла гоговейно присутствовать на обедне, не отвлекаясь внешней красотой обряда от существенного - Хри стова жертвоприношения, - и искать в Литургии не наслаждения пением или умилительных настроений, а возможно более тесного единения с Иисусом Хри стом, познания Его пресвятой воли и силы исполнять ее. Есть огромная разница между Литургией и другими богослужениями: в этих последних молятся только духовенство и верующие, в Литургии же молится с нами и жертвует Собою за нас сам Иисус Христос. Лучше в течение всего года пропускать всенощную, чем по нерадению один раз остаться без Литургии, особенно в праздничный день. Совершающий Св. Литургию должен быть в сане священника и иметь намерение совершить подлин ную, Христом установленную, литургию. Кроме того, он должен быть в состоянии благодати, быть натощак и соблюдать предписанные Церковью обряды. Литургию можно совершать: 1) за всех чад Церкви. 2) за иноверцев и инославных, чтобы Господь просветил их и привел к спасению, к Церкви. 3) за умерших, находящихся в чистилище. За святых в небе и за грешников в аду нечего молиться, ибо первые не нуждаются в этом, а вторые никакого облегчения получить не могут, так как они сами на веки отвернулись от Божьей по мощи. | |
Просмотров: 1025 | |
Всего комментариев: 0 | |