Суббота, 23.11.2024, 22:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Католичество » Катехизис

О присутствии Христа в Св. Дарах.

                                    О присутствии Христа в Св. Дарах.

                                               (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.) 

  Таинство Евхаристии превосходит своим несравненным достоинством все остальные таинства: Евхаристия дает человеку не только благодать, но и самого Творца благодати, Иисуса Христа. Кроме того, почитание Христа в Св. Дарах и единение с Ним являются одним из главных двигателей духовной жизни католика. Мы поэтому подробнее изложим католическое учение о пребывании Иисуса Христа в Св. Дарах, о Причастии и об обедне (мессе).

  Осуждая еретическое учение протестантов, Тридентский Вселенский Собор определил, что «в таинстве Евхаристии содержится истинно, действительно и существенно Тело и Кровь, Душа и Божество Господа нашего Иисуса Христа, т. е. весь Христос» (Зас. 12). Христос присутствует в Евхаристии «истинно», не только, как символ; «действительно», а не в зависимости от нашей веры или воображения; «существенно», т. е. не только Своею благодатью, но и всем Своим существом.

  Это догматическое определение основано на Св. Писании и на Предании.

        1) Обещание Евхаристии. Евангелист Св. Иоанн (6: 26-70) приводит длинную беседу Спасителя, в которой Господь определенно говорит об Евхаристии. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий... Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес... Я есмь хлеб жизни» (26-40). Но евреи не поняли столь великой любви и возроптали на Спасителя (41). Иисус сказал им в ответ; «не ропщите между собою... Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли. Хлеб же сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть моя которую Я отдам за жизнь мира» (43-51). Когда Иудеи стали вновь негодовать и спорить между собою. Христос продолжал с настойчивостью: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческаго, и пить Крови Его: то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие... Ядущий хлеб сей жить будет вовек.» (53-58) Слова Христовы ясны и не допускают переносного смысла, который приписывается им протестантами; если бы слова Спасителя имели иносказательный смысл, то слушатели не стали бы роптать и многие ученики не удалились бы, находя слова Христа слишком «странными» (60). С другой стороны, если бы Христос хотел говорить в переносном смысле, Он не преминул бы предостеречь Своих  учеников от понимания Его речи в прямом смысле.

         2) Установление Евхаристии. На тайной Вечери, накануне Своей смерти, Иисус Христос исполнил Свое обещание «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал (Апостолам), говоря; cиe есть Тело Мое, которое за вас предается; cиe творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: cия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лука 22: 29-20). Таковы слова установления Евхаристии, переданные, с незначительными изменениями, тремя евангелистами и Ап. Павлом; ничто не позволяет нам понимать их в переносном смысле. Христос не сказал: «.cиe изображает Мое Тело», но «сие есть Тело Мoe». Упомянув об установлении Св. Евхаристии, Aп. Павел писал коринфянам: «Кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11 27); эти слова тоже не могут быть истолкованы в переносном смысле.

  То же учили Св. Отцы: Св. Игнатий, ученик Ап. Иоанна, опровергает заблуждение современных ему еретиков, которые «воздерживаются от Евхаристии, ибо не признают в ней тела Христова». Св. Иоанн Златоуст говорил жителям Антиохии: «Вам дано не только видеть Христа, но и вкушать, трогать и принимать внутрь себя».

  Все древние богослужебные книги употребляют выражения и молитвы, которые совершенно исключают переносный смысл слов Христовых. Вся древняя Церковь придерживалась веры в то, что Евхаристический хлеб есть Сам Иисус Христос.

  Иисус Христос становится пребывающим в Св. Евхаристии через превращение всего существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Во время литургии, после пресуществления, остаются только «виды» хлеба и вина, нет «сосуществования» хлеба и Тела Христова; есть только один Христос под видами хлеба и вина; остается весь, цвет и вкус хлеба, но то, что было хлебом, не хлеб, а Иисус Христос. Конечно, пресуществление непостижимо для чувств; факт приложения материальных предметов в Богочеловека постигается только верою.

  Иисус Христос пребывает нераздельно под тем и другим видом. Так как воскресший Христос жив и бессмертен, то Его Кровь не может быть отделена от Тела, и там, где есть Тело Христово, есть и Кровь и Душа и все Божество спасителя. И под видом хлеба, и под видом вина пребывает весь Христос, ипостасно соединяя в Себе полноту Божеской природы и человеческой. Точно так же весь Христос присутствует в каждой частице Св. Даров.

  Иисус Христос пребывает в Евхаристии не только в момент пресуществления или во время причастия. Постоянное пребывание Христа в Евхаристии всегда считалось догматом. В первые века христианства, как и теперь, Евхаристия хранилась в церквах на почетном месте; во время преследования верующие уносили ее в свои дома, чтобы причащаться наедине. Так как определенный видимый вещественный символ составляет неотъемлемую принадлежность каждого таинства, то пребывание Христа в Евхаристии продолжается, покуда существуют видимости хлеба и вина, и прекращается с их уничтожением или разложением.

  Христу в Евхаристии должно воздавать поклонение, подобающее Богу. В церкви во время богослужения и при каждом частном посещении храма, внимание верующих должно быть направлено больше всего на Св. Евхаристию. Почитание Евхаристии должно превосходить почитание икон или мощей святых. Истинный христианин умеет различать между священными предметами, которые только имеют отношение к Богу, и Св. Евхаристией, которая заключает  в себе Бога, которая есть Бог, под видом священного предмета. Благочестивый католик часто посещает Христа в Св. Дарах, идет к Нему, как к другу, ищет у Него света и силы во всех своих трудах и заботах.

Категория: Катехизис | Добавил: Alekca (23.12.2011)
Просмотров: 1272 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]