Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
О ВЕРЕ I. О вере вообще 1. Христианская вера есть сверхприродный внутренний дар Божий, просветляющий наш ум и укрепляющий нашу волю, благодаря которому мы беспрекословно принимаем за истину все Богом откровенное и Его единственной Церковью нам преподаваемое. 2. Мы должны безусловно веровать в это Божие Откровение потому, что Бог есть сущая Истина и не может заблуждаться, или вводить других в заблуждение, или не предохранять от ложных учений и религий. 3. Откровение Божие дошло до нас посредством Св. Писания и Предания. 4. Священное Писание есть собрание книг, написанных боговдохновенными мужами и принятых Церковью как слово Божие. События и человеческие поступки, о которых упоминается в Св. Писании, религиозно поучительны, хотя они далеко не все одобрены Богом; вдохновение касается истин преднамеренно передаваемых составителями Св. Писания, как орудиями Бога Вдохновителя; способ выражаться, слог и т. п. не подлежат безошибочности вдохновения. 5. Священное Писание разделяется на Ветхий и Новый Завет: в Ветхом Завете заключаются откровения, данные Богом через избранных Им мужей до пришествия Иисуса Христа; в Новом Завете - откровения, данные Иисусом Христом при Его земной жизни и записанные некоторыми Его учениками. 6. Достаточно ли верить только тому, что заключается в Св. Писании? Нет, недостаточно, нужно верить и тому, что Церковь сохранила посредством Св Предания, ибо Св Предание есть также слово Христово (2 Фес. 2: 14), хотя и не записанное непосредственными учениками Спасителя, но сохранившееся и постоянном учении Церкви. 7. Вера необходима для спасения, ибо "не верующий уже осужден" (Иоан. 3:18). 8. Душеспасительна только вера, в полноте своей исповедуемая единственною Церковью Христовою, т. е. Католическою Церковью. 9. Надо верить всему, чему учит истинная Церковь (Мф. 28:20): a. не оскорбляя Бога сомнениями в вере b. во всем согласуя свою жизнь с верою c. храня готовность отдать жизнь свою за веру святую. 10. К потере веры ведет все греховное, все противное заповедям Господним, в первую очередь гордость. 11. Главное условие преуспеяния в вере - хранить глубокое смирение в чистом сердце. Первый член Символа веры "Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого." 1. Бог есть бесконечно совершенный Дух, Творец всего и причина всякого добра. 2. Бога мы называем Духом, потому что Он имеет разум и волю, но не имеет тела. 3. Главные свойства Бога таковы: a. Он вечен, всегда был, есть и будет; Он выше времени b. Он неизменен в Своем существе и свойствах c. Он вездесущ, Он безусловно во всех местах; d. Он всеведущ, знает все, что было, есть и будет, все наши помыслы и желания; e. Он премудр во всех Своих деяниях; f. Он всемогущ, может осуществить все, что не противно Его Святости и Премудрости; g. Он бесконечно свят и правосуден, любит только добро и ненавидит зло, каждому воздает по заслугам, если не в этой жизни, то в будущей. 4. Бог допускает столько зла в мире потому, что терпением и борьбою со злом мы достигаем святости и блаженства, и притом не только для себя, но и для других. 5. Мы узнаем о Боге и Его совершенствах: a. через видимый мир и совесть нашу (Рим. 2,15) b. в особенности же через Откровение, в котором Бог непосредственно "открывает" людям истины религии. 6. В Боге три лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. 7. Эти три лица - один Бог; Они имеют одну и ту же неповторяемую Божескую природу; поэтому Они совершенно равны между собою. 8. Три Лица эти различаются в отношениях между собою: Отец не родился, не происходит ни от кого, Сын предвечно рождается от Отца, а Дух Святый исходит от Отца через Сына1. 9. Отцу приписывается сотворение мира, Сыну искупление, а Святому Духу освящение. 10. Тайна одного Бога в трех Лицах называется тайной Пресвятой Троицы. 11. Мы не можем понимать этой тайны, ибо конечный, ограниченный человеческий ум не может вместить бесконечную сущность Бога. 12. Бог сотворил мир из ничего Своею всемогущею волею. 13. Провидение есть попечение Бога о том, чтобы привести все Твари к предначертанной Его премудростью цели. 14. Кроме видимого мира Бог сотворил и невидимый мир, т. е. весьма совершенных и счастливых духов, которые называются ангелами. 15. Не все ангелы пребыли в этом счастливом состоянии ; многие из них согрешили непослушанием Богу, гордостью, и таким образом стали демонами или диаволами; за грех непослушания они были низвергнуты в ад. 16. Добрые ангелы нас любят, имеют о нас попечение и ходатайствуют о нас, злые же ангелы ненавидят нас и стремятся нам повредить; оттого первые называются ангелами хранителями, а вторые искусителями или лукавыми. 17. Самая главная тварь на земле - человек. Все остальное на земле создано ради человека. 18. Первые люди, которых Бог сотворил, назывались Адамом и Евою; от них произошли все люди. 19. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему; Он одарил его великими природными и сверхприродными дарами. 20. Эти сверхприродные дары состояли в том, что первый человек: a. имел освящающую благодать (смотри ниже); b. не имел склонности ко злу; c. не подлежал болезням и смерти. 21. Грехом наши прародители потеряли все сверхприродные дары и тем погубили самих себя и весь происшедший от них род человеческий. Грех их состоял в том, что они, живя в раю, вкусили от запрещенного плода. 22. Через грех прародителей род человеческий впал в первородный грех; грех со всеми его последствиями от Адама перешел на всех людей. 23. Кто из людей был предохранен от первородного греха? Пресвятая Богородица, ради заслуг Сына своего Иисуса Христа. Сам же Иисус Христос, будучи Богом, конечно, ни в каком предохранении от первородного греха не нуждался. 24. Непричастность Пресв. Богородицы первородному греху, или "беспорочное зачатие", состоит в том, что Пречистая Дева, хотя и зачатая естественным образом, в виду будущих крестных заслуг Иисуса Христа была освобождена от первородного греха уже в первое мгновение существования Ее души. 25. Все древние Отцы Церкви, особенно восточные, превозносили всестороннюю святость Приснодевы, а св. Иоанн Дамаскин учил, что освящающая, исключающая первородный грех, благодать была присуща Марии точно гак же, как свет присущ солнцу с первого мгновения его существования (I Беседа на Усп. Богородицы). 26. Пагубные последствия первородного греха: a. лишение людей сверхприродного благодатного участия в жизни Бога и всякого с их стороны основания для ожидания царства небесного; b. помрачение ума и ослабление воли; c. болезни, немощи и смерть; d. невозможность собственными силами вернуть себе утраченную благодать. 27. Бог сжалился над людьми. Уже прародителям Он обещал Искупителя, который в Св. Писании называется Мессией, и, несмотря на все последующие неблагодарности людей, Он сдержал Свое обещание. 28. Предание об Искупителе сохранилось посредством избранного Израильского народа, а в избранном народе - через святых мужей, сообщавших народу волю Божию, каковы Авраам, праотец Израильского народа, Моисей, Давид, и другие пророки. 29. О Мессии пророки предсказали: a. время и место рождения Его; b. обстоятельства Его жизни и смерти; c. воскресение и вознесение Его; d. основание Его Церкви, ее видимость, единство и непоколебимость. 30. Обещанный Богом Искупитель мира пришел несколько тысяч лет после сотворения прародителей. Людям пришлось так долго ждать Спасителя, чтобы они поняли всю глубину своего бедствия и уразумели, что, кроме Иисуса Христа, никто их спасти не может. 31. Когда пришел Спаситель, весь род человеческий был порочен и, за исключением израильтян, поклонялся разным идолам. Второй член Символа веры "И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено." 1. Этот член Символа веры учит нас тому, что обещанный и посланный нам Богом Искупитель есть единородный Сын Бога Отца, Иисус Христос, Господь наш. 2. Имя "Иисус" значит СПАСИТЕЛЬ или ИСКУПИТЕЛЬ. 3. "ХРИСТОС" значит ПОМАЗАННИК Божий: в Ветхом Завете пророки, первосвященники и цари были помазываемы елеем в знак власти, данной им от Бога, а Господь наш есть высший Пророк, Первосвященник и Царь наш. 4. Господь наш Иисус Христос называется Сыном единородным; потому что Он есть единственный действительный Сын Божий по существу Своему и от вечности, между тем как мы - чада Божий только лишь по усыновлению и по благодати. 5. Мы знаем, что Г. н. Иисус Христос есть истинный Бог: a. из предсказаний пророков; b. из свидетельств Небесного Отца при крещении Г н. Иисуса Христа и во время Преображения на горе Фаворе; c. из учения и чудес самого Спасителя (Иоан.10: 30; 5: 19; 5: 23 ; Матф. 26: 64 и .т. д.); d. из учении Апостолов (I Иоан. 5, 20; Рим. 9, 5 и т. д.); e. из учения Церкви. Третий член Символа веры "Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком" 1. Третий член Символа веры учит нас тому, что Сын Божий, не переставая быть Богом, сделался человеком, т. е. принял душу и тело человеческое; это называется тайной воплощения, или вочеловечения Слова. 2. В Г. н. Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое: эти два естества в одном Лице Иисуса Христа неслиянны и нераздельны. 3. Сын Божий заимствовал тело человеческое от Пресвятой Приснодевы Марии, оттого называемой Богородицею. 4. Как человек, Спаситель не имел отца. Св. Иосиф, Обручиик Марии, был только опекуном и кормильцем Его. 5. Христос Спаситель родился в Вифлееме Иудейском. 6. Главные события в жизни Младенца Христа: a. обрезание по закону Моисееву, совершенное на восьмой день после рождества; b. принесение во Храм, или Сретение Господне, на сороковой день; c. бегство в Египет, вызванное гонением Ирода, и возвращение из Египта. 7. После возвращения из Египта до тридцатого года Своей жизни Господь наш жил в доме кормильца Своего, св. Иосифа, и пребывал там в повиновении ему и Богородице. 8. Спаситель так долго жил в повиновении потому, что Повиновение людям, поскольку они имеют власть от Бога, есть основание христианской святости. 9. На тридцатом году Своей жизни Г. н. Иисус Христос пошел к Иоанну Крестителю на реку Иордан и принял от него крещение; затем Спаситель удалился на сорок дней в пустыню, чтобы примером Своим указать нам на необходимость умерщвления, поста, молитвы в уединении и борьбы с соблазнами. 10. Спаситель, после того, как Он вернулся из пустыни, начал открыто проповедовать спасение, собрал учеников и набрал из них двенадцать, чтобы тщательно воспитать их и сделать их затем первыми пастырями Своей Церкви. a. святостью Своей жизни, тем, что Он был образцом всех добродетелей; b. чудесами и пророчествами. 12. Спаситель совершил много чудес, напр.: претворил воду в вино, пятью хлебами насытил более пяти тысяч человек, исцелял неизлечимо больных, повелевал природе, воскрешал мертвых. Воскресение Христа есть величайшее Его чудо. Четвертый член Символа веры "Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день по Писаниям" 1. Этот член Символа веры учит нас тому, что ради нашего вечного спасения Г. н; Иисус Христос, по Своей человеческой природе, страдал, умер и был погребен. 2. Во время всей Своей человеческой жизни Спаситель перенес величайшие мучения души и тела. Наконец, Он был схвачен Своими врагами, над Ним надругались, плевали Ему в лицо, бичевали Его и распяли Его на кресте на горе Голгофе близ Иерусалима. 3. Иисус Христос действительно умер; душа Его в самом деле разлучилась с телом. 5. Будучи Богом, Спаситель наш мог избежать крестной смерти, но Он пострадал добровольно, чтобы искупить нас ценою крови Своей от греха, от власти ада и от вечного проклятия. 6. Своею смертью Г. н. Иисус Христос приобрел для нас примирение с Небесным Отцом, жизнь вечную и благодать для достижения ее. 7. Господь умер за всех людей. Те, кто погибает для жизни вечной, погибают по собственной вине, потому что не следуют голосу благодати, зовущей к исправлению жизни и к верности единственной истинной Церкви Христа. Пятый и шестой члены Символа веры "Воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца" 1. На третий день душа Спасителя опять соединилась с телом, и Господь наш воскрес из мертвых. 2. Воскресение Христово обозначает величайшую и окончательную победу Христа над грехом и смертью. Оттого праздник Воскресения Христова, или Пасха, есть главный христианский праздник. 3. Воскресшего Христа видели Апостолы и другие лица; они беседовали с Ним, видели Его раны; в свидетельство Его воскресения многие впоследствии приняли мученическую смерть. 4. После своего воскресения Г. н. Иисус Христос остался на земле сорок дней. 5. В это время Господь наш учил Своих Апостолов тайнам царствия Божия, окончательно учредил Свою видимую Церковь на земле и, согласно Своему обещанию, во главе ее поставил Апостола Петра. 6. Иисус Христос с душою и телом вознесся на небо. 7. Иисус Христос вознесся на небо для того: a. чтобы сидеть одесную Отца, т е. воспринять принадлежащую Ему власть над всякою тварью; b. чтобы предстать пред Отцом в качестве нашего заступника; c. чтобы нам приготовить на небесах вечное местопребывание. Седьмой член Символа веры "Вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца" 1. Этот член Символа веры учит нас тому, что Г. н. Иисус Христос приидет в последний день мира, чтобы торжественно судить всех людей без изъятия. 2. Совесть Каждого человека откроется перед всеми, и Господь будет судить нас за все наши поступки, слова и мысли. 3. После приговора люди, - нарушавшие заповеди Господни и не покаявшиеся, пойдут в муку вечную, т. е. в ад, а праведники - в жизнь вечную, т. е. на небо. 4. Бог никого мучить не хочет, и вечность мучений в аду происходит от того, что сами грешники навсегда возгордились, возненавидели Бога и спасение; они никогда не захотят раскаяться. 5. Небо есть состояние вечного совершенного блаженства в любви к Богу и Его святым, без какой бы то ни было примеси огорчении или скуки. 6. Кроме последнего, всеобщего или страшного суда, есть еще частный суд над каждым человеком тотчас после его смерти, на котором уже окончательно решается вечная участь умершего. 7. Для чего же тогда еще всеобщий суд? Для того, чтобы: a. явны были всему миру премудрость, правосудие и благость Божия; b. чтобы Иисус Христос был прославлен перед всем миром; c. чтобы добродетели праведников были прославлены перед всеми, а преступления грешников посрамлены. 8. Душа человеческая сейчас после смерти: a. или осуждается на временное наказание в чистилище; b. или предоставляется самой себе в аду; c. или сразу допускается к беспредельному блаженству жизни вечной. 9. Временным страданиям в чистилище, или мытарствах, подвергаются души умерших в состоянии освящающей благодати, но при жизни еще не вполне удовлетворивших правосудию Божию за свои грехи. 10. Мы должны признавать существование чистилища потому, что в противном случае все умершие в состоянии благодати, но не принесшие еще достаточных плодов покаяния, или допускались бы сразу на небо, что противоречит Божией святости, или ввергались бы в ад, что несогласно с Божией справедливостью. Если бы не было мытарств, т. е. чистилища, молитвы Церкви за умерших не имели бы никакого смысла. 11. После всеобщего страшного суда чистилища больше не будет. Восьмой член Символа веры "И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков" 1. Дух Святой, третье Лицо Св. Троицы, называется животворящим потому, что Он сообщает благодать, т. е. сверхприродную жизнь, душам верующих и всей Церкви; по этой последней причине Он часто называется "душою Церкви". 2. От Святого Духа мы имеем следующих семь благодатных даров: мудрость, разумение, совет, силу, ведение, благочестие, страх Божий. Святой Дух просвещает, освящает, укрепляет и утешает нас. 3. Дух Св. остается в душе до тех пор, пока человек не изгонит Его смертоносным грехом. 4. Дух Св. исходит от Отца через Сына (или, что то же - от Отца и Сына), как от одного начала: от Отца (Иоан. 15: 26), потому что Отец есть первоначало всего; от Сына, потому что Св. Дух есть Дух Сына (Галат. 4: 6). 5. Восточные Отцы Церкви тайну предвечного исхождения Духа Св. от Отца и Сына представляют сравнениями: Святый Дух исходит от Отца и Сына, как цветок "исходит" от корня и стебля, как озеро - от источника и реки, или как свет - от солнца и лучей его. 6. В древнем Символе веры упоминается только об исхождении Духа Святаго от Отца потому, что Символ веры составлялся постепенно для отражения крупных ересей; ересь же об исхождении Святаго Духа только от Отца, с исключением Сына, появилась лишь впоследствии, в связи с отпадением Греков от единства Церкви. В Евангелии (Иоан. 15) сказано "от Отца", а не сказано "только лишь от Отца". Девятый член Символа веры "Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь." 1. Церковь, или таинственное Тело Христово, есть установленное Спасителем нашим, и Им Самим возглавляемое общество христиан, пасомое и обучаемое подлинной Христовой церковной иерархией, или священноначалием. 3. Христос поручил руководить и объединять Апостолов Первоверховному Апостолу Петру, на котором Он обещал построить всю Свою Церковь, как на непоколебимой основе (Матф.16: 13 - 19), которому Он поручил утверждать веру Апостолов (Лук. 22: 32) и которому Он велел пасти Своих овец (Иоан. 21: 15-17). 4. Вот какими выражениями восточные Отцы Церкви представляют это главенство Петра над другими Апостолами: Св. Ефрем называет Петра "главою и князем" Апостолов, "главою общества учеников" (Толк. на Четвероевангелие. ТВОРЕНИЯ, Сергиев Посад, 4.8,1914, стр. 197, 190) Св. Иоанн Златоуст говорит, что Петру вверены все Апостолы (Бес. на Деяния, С. Петербург, 1856, I, стр. 58), что он "глава в лике апостольском" (ТВОРЕНИЯ, изд. СПБ Дух. Акад., 1911, VII, стр. 553). Оттого св. Амвросий говорил: "Где Петр, там Церковь" (Толк. на пс. 40). Для св. Иоанна Дамаскина Петр был "начальником вселенской Церкви" (Слово на Преображение). Об Ап. Петре св. Григорий Богослов писал: "Из Христовых учеников один именуется камнем и ему поверяются основания Церкви" (ТВОРЕНИЯ, Москва, 1844, III, стр. 149). Св. Епифаний Кипрский учит: "Господь избрал Петра быть началовождем Своих учеников" (О ЕРЕСЯХ, Творения, Москва, 1864, ч. II, стр. 370) и т. д. 5. В православных богослужебных книгах Петр именуется "Апостолов предначальником" (Мес. Минеи, 29 июня), "Церкви утверждением" (30 июня). В прологе Петр ублажается как "наставник Апостолов", "вождь Апостолов", "пастырь владычный всех Апостолов " (30 июня). 6. Церковная иерархия, или священноначалие, это епископы, преемники Апостолов, с папою Римским во главе, как преемником главы Апостолов, Петра. 7. Отцы, которые составляли православные богослужебные Минеи, называют папу, напр.: "верховником священного собора" (вселенского), "верховником священных повелений" (2 янв., 18 апреля, 14 апр. и т. д.). Златоуст называет Римский престол "необуреваемой пристанью", Феодорит называет папу "судьею" (восточных епископов), св. Феодор Студит - "главою всех глав", "камнем веры" и т. д. 8. Догмат "безошибочности Римского епископа" обозначает, что Промысл Божий никогда не, допускал и не допустит, чтобы папа вводил всю Церковь в заблуждение, когда он обращается ко всей Церкви, как верховный ее учитель в вопросах веры и нравственности, окончательно устанавливая подлинный смысл какой-либо богооткровенной истины. 9. Учение о папской безошибочности не есть новшество, ибо оно имеет основание в словах Христа Спасителя ("Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ", Лк. 22:32 и др.) и в вере всей древней Церкви в невозможность окончательно разрешать догматические вопросы без согласия Римского епископа. Всегда Церковь сознавала, что Христос не был бы Главою ее, если бы Он не имел власти предохранять от догматических заблуждений папу, как верховного ее учителя. Без согласия папы Римского даже постановления вселенских соборов никогда не имели силы; вне Католической Церкви никогда никакой вселенский собор не мог состояться. По убеждению такого столпа подлинного православия, каким был св. Феодор Студит, епископы "не властны составлять и православного собора без вашего (папы) ведения", (ТВОРЕНИЯ, Петербург, 1908, II, стр. 266). 10. Догмат: "Христос есть Глава Церкви" обозначает, что: a. Христос есть источник всей благодатной жизни Церкви; b. Он Сам руководит ею через Свою единую иерархию, а не через незаконных пастырей; c. Он есть первообраз, с которым Церковь должна сообразоваться в своем строе и в своей жизни. 11. Из догмата "Христос есть Глава Церкви" следует, что: a. есть только одна истинная Церковь, которой все христиане должны слушаться, ибо если бы Христос был Главою нескольких друг друга исключающих Церквей, то Он не был бы единым Пастырем единого стада (Иоан. 10: 16), и пришлось бы кощунственно утверждать, что Он есть Глава бессильная, неспособная удержать Церковь в ее существенном единстве; b. только Церковь, собранная в совершенное "общество", с постоянным, действительным и вселенским высшим церковным управлением, может иметь Христа своим Главою, ибо только такую Церковь можно уподобить Господу нашему, имевшему, кроме Божеского естества, полную и совершенную человеческую природу, с душою, с телом, с видимою человеческою головою; c. потому большой грех говорить: "Христос один, можно спастись во всех исповеданиях, все равно, быть ли католиком или православным без папы". 12. Но из того, что Иисус есть Глава Церкви, не следует ли наоборот, что в Церкви не может быть другой, видимой главы ? Нисколько. Ибо главенство папы не есть другое главенство в Церкви, а только орудие и выражение единственного главенства Христа. Кроме того, на том же основании, следовало бы исключить епископов из епархий и оставить приходы без настоятелей, так как Христос есть, несомненно, Глава каждой епархии и каждого прихода. Иметь физическую голову никому не мешает признавать над собою главенство Христа. 13. Кто не по вине своей ошибается относительно истинной Церкви, кто в меру своих возможностей всегда стремится к ней и только вследствие непреодолимых препятствий не доходит до познания ее истинности, тот может спастись ее молитвами и ее таинствами, поскольку они еще сохранились в отколовшихся исповеданиях; Он может даже достигнуть высокого совершенства. Но кто не ищет истинной Церкви, имея к тому возможность, и придерживается того или другого вероисповедания но привычке, удобству, или земным, например национальным, соображениям, или по влечению чувства, тот конечно, не может рассчитывать на Божие милосердие, пока не решится покаяться перед истинною Церковью. 14. Что только Церковь, возглавляемая папою Римским, есть подлинная Церковь Христова, видно еще из того, что Г. н. Иисус Христос выше всего ставил послушание воле Отца, проявляемой в Его орудиях, весь же строй этой Церкви предполагает послушание Богу в лице Его представителей. Без послушания папе, наместнику Христову, невозможно полное послушание Христу. 15. Веру в единую Церковь следует понимать в смысле единства совершенного, схожего с единством в лице самого Христа Спасителя. Другими словами, в истинной Церкви Христовой есть одна жизнь, одно высшее управление, одно учительство. 16. Святость Церкви следует понимать в том смысле, что Церковь совершенным образом сообразуется с двумя природами и с примером Спасителя, свято и беспрекословно исполняет Его волю во всем, свято хранит неприкосновенность семи Христовых таинств, например, нерасторжимость брака, и не допускает ни сделок совести с лжеучениями, ни разложения на самостоятельные национальные церкви2. Сам Христос освятил свою Церковь (Ефес. 5: 25-27). 17. Слово соборная, которым определяется Церковь в Символе веры, есть перевод греческого слова "католика", которым указывается в Символе на вселенскость или католичность Церкви; истинная Церковь стремится спасти людей всех без исключения возрастов, народов, состояний или общественных положений, приводя притом всех к возможно более полному единству. Оттого в Католической Церкви не прекратились вселенские соборы, оттого столько в ней разнонародных объединений, учреждений, монашеских орденов и т. д. 18. Церковь называется апостольскою потому, что: a. ею руководит священноначалие, которое является прямым и законным продолжением священноначалия Апостолов с Апостолом Петром во главе; b. она свято придерживается Предания апостольского и основывает свое учение на учении Апостолов; c. она оживляется духом Апостолов, духом самоотверженного миссионерского призывання заблуждающихся к исканию спасения в Церкви Христовой; ее дух есть дух Апостола Павла, и всех других Апостолов. 19. Господь хотел, чтобы Церковь была совершенным человеческим обществом, с высшим управлением и законами, по той же причине, по какой Он хотел, чтобы второе Лицо Св. Троицы восприняло совершенное человеческое тело. Причина эта: безмерная любовь к людям, желание сделать спасение общедоступным. 20. Христос Господь поручил Своему церковному священноначалию руководить верующими в их церковной жизни, обучать их истинам веры и освящать их благодатью посредством святых таинств. 21. С течением времени Церковь существенно изменяться не может, ибо Христос Глава ее неизменен. Из того, что Церковь изменяться не может, следует, что она всегда неизменно сохраняет истины Христова Откровения и во все века неизменно трудится над облечением их во все более точные догматические определения. 22. Этой неизменности вне католичества не имеется. В протестантизме очень мало осталось от древних христианских догматов, в восточном же от католичества отошедшем христианстве произошла коренная перемена: из развивающегося, каким оно было в первые века, оно сделалось неспособным безошибочно развиваться в своем учении. Под словом развитие надо здесь понимать не введение новых истин, а разъяснение Церковью смысла истин, содержащихся в св. Писании и св. Предании, совершенствование их словесного выражения и определение прямых выводов из древнего учения Церкви. Одиннадцатый и двенадцатый члены Символа веры "Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века." 1. Воскресение мертвых есть действие всемогущества Божия, по которому тела всех умерших людей при конце мира соединятся с их душами и оживут на всю вечность. 2. Наши тела опять воскреснут для того, чтобы тело, имевшее участие в грехах или добрых делах, имело тоже участие в наказании или блаженстве, и чтобы победа Г. н. Иисуса Христа над смертью была во всем совершенной. 3. После воскресения праведники будут иметь тела прославленные и нетленные, а окаянные будут иметь тела соответствующие их греховному состоянию. 4. Двенадцатый член Символа веры учит нас тому, что после смерти наступит жизнь вечная, в которой праведники будут наслаждаться вечным блаженством в невозмутимой любви к Богу. Это счастье превышает все, что мы можем сказать или подумать о нем. 5. Блаженство праведников будет соразмерно достигнутой ими в сей жизни степени святости: "каждый получит свою награду по своему труду" (I Кор. 3: 8). 6. На муки ада будет осужден всякий, кто умирает в состоянии смертоносного греха, кто до последних мгновений своей жизни не покаялся в своих преступлениях. 7. Окаянные, в аду вечно пребудут в своем ужасном состоянии: Сам Г. н. Иисус Христос сказал это (Матф. 25: 41; 25: 46; и др.). 8. Страдания нераскаявшихся грешников будут вечны потому, что: a. грешники эти сами навсегда ожесточились в своей адской ненависти к Богу и вечно будут отвергать Божие милосердие и всепрощение, которое Бог предлагал им в сей жизни; b. не будь страха вечного наказания, большинство людей дало бы волю своим греховным страстям в надежде все исправить в будущей жизни: опасение вечного ада есть одно из средств, которыми милосердие Божие отвлекает нас от зла и приводит к блаженству. 9. В аду каждый будет страдать в меру своей греховности. 10. Символ веры оканчивается словом "Аминь", чтобы выразить твердость нашей веры во все, что в нем заключается. | |
Просмотров: 1284 | |
Всего комментариев: 0 | |