Главная » Статьи » Католичество » Катехизис |
Что такое молитва Молитва - обращение верующего к Богу, а также канонизированный текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда. Бэйкер О. Что такое истинная молитва? Молитва - это общение. Просьба же - это только одна из частей этого общения. Может оказаться так, что во время молитвы не будет нужды в просьбах. Молитвой может быть просто беседа с Богом, такая же какой была у Адама с Богом в Эдемском саду. Также Авраам тоже имел общение с Богом. Енох ходил пред Богом. Также имел Давид общение с Богом, и его псалмы показывают, насколько близко было это общение. Существует много разновидностей молитвы. Наш Господь дал иллюстрацию молитвы ученикам и другим людям, которые Его слушали (Лк.18:10-14). Эта иллюстрация о двух собратьях - фарисее и мытаре, которые пришли в Храм молиться. Фарисей, возможно, вышедши перед толпою, подняв свое лицо к небесам и, по привычке вознеся руки, молился. Он благодарил Бога за то, что не был таким, как этот жалкий мытарь и который был отвержен людьми. Мытарь был презираем иудеями, как сборщик налогов для Римского кесаря. Странная молитва была у фарисея: он благодарил Бога за то, что не похож на кого-то еще. Кто может помыслить о таком? Гордый фарисей был способен на это. Но, все же, это было общение с Богом. И я не знаю, насколько это общение было взаимным. Возможно, Отец даже и не слушал. Вы наверное слышали, что есть молитвы, которые могут не дойти до Бога. Он действительно слышит только те молитвы, которые соответствуют Его воле и Его требованиям. Восемь пунктов католической молитвы. 1. Только истинная молитва дает доступ к Отцу. И только истинную молитву Он услышит, и только в истинной молитве мы можем иметь доступ к Нему. Иначе мы отрезаны от общения с Отцом. Мытарь в этой истории даже не смотрел вверх. Он ударял себя в грудь, что было обычаем того времени, когда человек был в большом горе. (В этом нет ничего плохого. Мы можем на основании этого не делать отрицательных выводов. Этот мытарь не был абсолютно потерянным для Бога, как и никто из них. Нам ничего не сказано об их спасении, и речь здесь не об этом). Он был отвержен и ненавидим народом и нуждался в Боге. Итак, он ударял себя в грудь и говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". И, конечно, этой же молитвой мог бы молиться и фарисей, т.к. в послании к Римлянам Павел говорит: "Ибо все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23). К ним Павел причислял и себя. Разница между фарисеем и мытарем заключается в следующем: жалкий мытарь покинул храм оправданным человеком, оправданным благодаря молитве покаяния и просьбе о милости. 2. Истинная молитва ставит на первое место Бога, затем других и потом уже самого себя. Вы знаете, что в русском языке местоимения по лицам располагаются в следующем порядке: "Я”, "Ты”, "Он”. А в еврейском языке все наоборот: "Он”, "Ты”, "Я” Интересно, случайность ли это? Молитва основывается на Божиих обетованиях, а не на наших необдуманных желаниях. В нынешнее время наши молитвы должны основываться на обетованиях, данных в тюремных посланиях Павла (Еф., Кол., Фил., 1,2 Тим., Тит., Флм.) Эти послания во многом дают нам основание для молитвы, и практически каждый стих в них следует воспринимать как молитву. 3. Истинная молитва бодрствует и ждет ответа (Кол.4:2). 4. Истинная молитва приносится Богу в имени Христа. Многие люди, отвергают Христа и Его божественность, хотя и имеют вид благочестия. У них нет доступа к Богу, потому что мы можем иметь связь с Богом только через Христа. Почему? Помните, у Иоанна: " В начале было Слово..." (Ин.1:1). Слово (logos) - означает провозглашение чего-либо. Христос провозгласил нам Отца (Ин.1:18). Единственный путь познать Отца - видеть Сына. Без Сына нет связи с Отцом. Христос пришел, чтобы явить Отца и чтобы мы могли узнать, Кто Он, и каков Он. Кроме того Но Он является Посредником между нами и Богом. Да, мы молимся Отцу, но в имени Христа. Это верный порядок! 5. Истинная молитва охраняет нас от зла. Многие пережили это на опыте. Для многих словно свершилось чудо, когда они были сохранены от какой-либо опасности. Во время молитвы словно зонт раскрывается над нами и защищает нас от дождя опасности. 6. Благодаря истинной молитве учение становится действительным и ощутимым на опыте. Если вы, например, собираетесь познать, что есть управление Тайны, то вам нужно читать Писание с молитвой (Еф.1:15-23, 3:1-3, 8-12, Кол.1:24-27). Многие обнаруживали, что когда они молятся, читая о Тайне, то положение на небесных местах становится для них реальным (Еф.2:6). Не думаю, что в это можно поверить этому без настоящей молитвы. 7. Истинная молитва соответствует воле Божией. Молящийся не должен ничего просить вне Его воли. Одно дело - просто говорить об этом, а другое - действительно знать волю Божию (Кол.1:9). К примеру, если вы хотите знать волю Божию в нынешнем домоуправлении, почитайте три последние главы послания к Ефесянам, но прежде вы должны знать доктрину. Послание к Ефесянам делится на 2 части: 1-3 главы - доктринальные, 4-6 главы - практические. В каждой из двух частей - 21 пункт. Послание четко уравновешено. В центре всего находится молитва (Еф.3:14-21). Если я обнаруживаю что-либо доктринальное в воле Божией, то я желаю этого и молюсь об этом. Изучая, читая и обдумывая, я оказываюсь в таком положении, в котором соответствую воле Божией и готов получить ответ от Бога. Да даст вам Бог исполниться познанием воли Его! 8. Помните, истинная молитва - это такое общение с Богом, которое меняет людей. Изменение людей, возможно, и есть главная цель молитвы. Она приводит их в состояние готовности принять благодать от Бога, или, другими словами, молитва - фактор, приводящий к духовному росту и укреплению. Молитва - Разговор и дружба. Без общения с людьми не могут появиться дружеские связи. Подобным образом без разговора с Богом невозможно подружиться с Ним. Разговор с Богом это молитва. Молитва - Божья любовь. Разве можно не открыть своего сердца Богу, который совершенно любит и прощает? Молитва не монолог. Молитва – разговор с Богом. Она не монолог, высказывание, а осмысленный разговор с Господом, любимым и уважаемым Другом. Я не только говорю, но и слушаю Бога, который может ответит на все мои вопросы. Молитва - Мой разговор с Богом. С другом я беседую о всем. Почему не говорю таким же образом с Богом? Ведь Он мой самый лучший Друг, Который неизменно любит меня, Который везде и всегда слышит и понимает меня. (Католический Катехизис) Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех. Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый. Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям. (Св. Иоанн Златоуст) Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. В основе христианства лежит не сумма каких-то отвлечённых знаний, но живой опыт общения с Богом как с Отцом Небесным. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Именно молитва позволяет почувствовать радость присутствия Бога в нашей жизни. Для молящегося человека Бог – не абстрактная идея, но знакомая и любимая личность, идущая с человеком по жизни. Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Богом и потусторонним невидимым миром. (Прот. А. Мень) Молитва - обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим. Преподобный Силуан Афонский говорил, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить». Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения. (Иоанн Кронштадский) Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела: или же они стараются уничтожить и осквернить ее суетною и греховною рассеянностью, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания. (Святитель Игнатий (Брянчанинов)) Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. (Св. Серафим Саровский) Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся. (Св. Нил Синайский) Да не отходит от мысли твоей убеждение, что одно возношение ума к Богу и одно смиренное коленопреклонение во славу и честь Божию несравненно более ценно, чем все сокровища мира. (Св. Никодим Святогорец) МОЛИТВА вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т.д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие. (Архимандрит Никифор) Библейский словарь Брокгауза - МОЛИТВА 1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться» (преклонив колени); 2) во все времена у всех народов было принято совершать молитву. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт1:27) и предназначен для общения с Ним (-> Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей - в т.ч. и язычников - к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних молитв, которые возносились и возносятся не только иудеями или христианами; 3) Молитвы язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с которыми произносятся. Духовно возрожденный христианин только в молитве получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетельствует Быт 3:8 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, «новый человек» смог поклоняться Богу «в духе и Истине» (Ин 4:24). Христианин произносит молитву не по собственной воле, а по побуждению Св. Духа (Рим 8:15), Которым он исполнен (см. Лк 1:41,46 и след.; 2:27 и след.). Св. Дух свидетельствует о Себе верующему и обнаруживает Себя в молитве, даже Сам молится в человеке «воздыханиями неизреченными: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». (Рим.8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христианская молитва - не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что молитва - это только монолог души. Обращение к Богу – это образ жизни, атмосфера, в которой живет духовный человек. Молитва выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102:1 и след.); благоговение пред Всевышним (Деян 4:24 и след.); сыновнюю любовь к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6); любовь к ближнему и ходатайство за него (Кол 1:9; 1Тим 2:1); сомнение, нужду и искушение (Пс 21; 72:23 и след.; 73:1 и след.; 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже (иногда, к сожалению) упреки (Пс 63:2; 88:39,47; 101:2). Молитва жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Рим 12:12;Кол 4:2; 1Фес 5:17 – «непрестанно молитесь» и др.). Под молитвой здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божьим присутствием (1Фес 5:10). ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ 1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Пс 49:15; Ис 55:6; Мф 7:7; Лк 18:1 и след.; Ин 14:13 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Быт 18:27; Дан 9:18; Лк 18:13). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней молитве. (Пс 49:15; Мф 7:7,9 и след.; Мк 11:24; Лк 11:13). Многочисленные библейские примеры (напр., Быт 18 и след.; 4Цар 20:5 и след.; Пс 117:5; Деян 12:5 и след.) и свидетельства Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.; 2) в Библии оговариваются условия, при которых молитва человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении молитвы. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться): А) как видно из начальных слов молитвы "Отче наш" (Мф 6:9-13.,Отче наш), рассчитывать, что его молитвы будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (Рим 8:15; Гал4:5). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ин 14:13). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соответствии. с Его волей (Ин 14:14;15:17; 16:23 и след.). Также будут услышаны молитвы смиренного (Лк18:13 и след.), ищущего Бога (Евр 11:6), просьбы нуждающегося (2Пар 33:12 и след.; Пс 49:15); Б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ин14:13; 16:24,26; ср. Мф 18:20). При этом, видимо, имеется в виду не только та молитва, которую молящийся совершает в соответствии с Его заповедью, но и молитва, в которой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим 8:32), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой молитвы заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в молитве может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей; В) молитва человека, который опирается на Божье обетование, требует веры (Мф 21:22; ср. 17:20 и след.) и твердости духа (Рим 4:20 и след.; 8:32). Такая молитва будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим 1:5; 14:25), и поэтому молитва - это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера - не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согласно Ветхому Завету, верить означает «укрепляться» в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на молитву и колеблющимся в вере (Мк 9:24). Поскольку ответ на молитву не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры; Г) искренность наших молитв и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока молитва не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Лк 11:8) и о докучливой вдове (Лк 18:8). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая молитва плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его молитва не может произноситься во имя Иисуса. На молитву распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам; Д) молящийся взывает к Богу: "Да будет воля Твоя" (Мф 6:10). Вера человека не должна поколебаться, если на его молитву Бог ответит не так, как он ожидал. Основа молитвы - смирение, которое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши молитвы (1Ин 5:14), а также то, что Отец Небесный «даст блага просящим у него» (Мф 7:11). Ап. Павел на свою настойчивую молитву получил от Господа ответ: "Довольно для тебя благодати Моей" (2Кор 12:9). ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ 1) внутреннее состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определенных молитвенных позах: А) согласно вост. Придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есф 3:2). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Нав 7:10). Греки называли такую позу проскюнейн; Б) в знак смирения и преклонения перед восточными повелителями опускались на колени. При молитве коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 21:30; Ис 45:23; Мк 15:19; Лк 5:8; Еф 3:14; Флп 2:10 и т.д.); В) часто молитву произносили стоя (Мк 11:25), что могло быть выражением искренности (Быт 18:22), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3Цар 8:22; Пс 140:2; Ис 1:15); Г) молясь, человек возводил руки вверх (Исх 17:11; Пс 133:2; 140:2; 1Тим 2:8), как бы для принятия Божьих даров (Исх 9:29; 3Цар 8:22; Пс 89:14; 1Тим 2:8). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Лк 18:13). Складывать руки во время молитвы стали лишь в средние века; изначально это выражало принесение обета верности и послушания; 2) обычно молитва совершается утром (Пс 5:4; 87:14; 118:147), днем (Деян 10:9) и вечером (Езд 9:5; Пс 54:18). Но и ночные молитвы также обращены к Богу (Пс 41:9; 118:55) - Иисус иногда молился в течение всей ночи (Лк 6:12). Ап. Павел не связывал молитву с определенным временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Рим 12:12; Кол 3:17; 1Фес 5:17; ср. Лк 18:1). Даниил молился в определенные часы, которые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Дан 6:10; ср. Пс 54:18; 140:2); 3) для молитвы существовали специальные места. Это могла быть горница (Дан 6:10), кровля дома (Деян 10:9), а также "комната" (Мф 6:6) - вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4Цар 4:10 и след.,33). Святилище, храм, является не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие - чтобы помолиться в одиночку (1Цар 1:3,10 и след.; Лк 2:37; Деян 3:1). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3Цар 8:38; 2Пар 6:34 и след.), а за пределами страны – в направлении Израиля (3Цар 8:48; Дан 6:10). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается молитва, а духовное состояние молящегося (Ин 4:20-26). ФОРМЫ МОЛИТВЫ Как и Иисус на кресте (Лк 23:46=,Пс 30:6; Мк 15:34 = Пс 21:2), первые христиане совершали молитву, используя тексты Ветхого Завета: Деян 4:25 и след. = Пс 2:1 и след.; ср. Рим 8:31 и след. (ст. 31 = Пс 117:6; ст. 36 = Пс 43:23) или Рим 11:32 и след. (ст. 34 = Ис 40:13; Иер 23:18) или Флп 2:5 и след. (ст. 10 = Ис 45:23 и след. и т.д.). Тем самым они подтверждали внутреннюю общность Ветхого Завета и Нового Завета. Очевидно, первые христиане не только переняли молитвы, совершавшиеся в синагоге, среди которых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургическую форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и молитвы (напр., Рим 11:33 и 1Тим 3:16). Наряду с этими, установившимися формами молитв в Библии встречаются и другие, более свободные (1Кор 14:2); см. также «воздыхания Духа» в (Рим 8:26). Помимо молитвы, произносимой вслух (Исх 22:23; 1Цар 7:9; Пс 16:6; Иона 2:3; Лк 23:46; Деян 4:24), упоминается и безмолвная молитва. (1Цар 1:13). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Мф 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Мф 6:6; ср. 4Цар 4:33). Действенность молитвы зависит не от частоты ее повторения – не следует подражать многословию язычников (Мф 6:7), - а от искренности (Иак 5:16) и душевного состояния молящегося (Лк 18:13). Так, древняя Церковь отказалась от некоторых внешних атрибутов иудейской молитвы (филактерии и талит). По просьбе учеников (Лк 11:1), Иисус дал им пример истинной молитвы – «Отче наш». ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ К молитве Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Флп 4:6; 1Тим 2:1): 1) Ветхий Завет богат славословиями, обращениями к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исх 20:5; Втор 4:19), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в молитве (Пс 21:28; Ис 45:22 и след.). Ангелы также взывают к Господу (Ис 6:3) и восхваляют Его (Лк 2:14) всем небесным воинством (Неем 9:6). Даже Сам Сын молится Отцу (Мф 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитвенными славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Рим 11:36; Гал 1:5; Еф 3:21; 1Тим 1:17; 2Тим 4:18). Но лишь совершеннаяЦерковь вознесет Творцу совершенную хвалу и молитву. (Откр 5:9 и след.; 7:10 и след.; 11:16 и след.; 19:1); 2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение - это молитва, восхваляющая Божью любовь (Быт 29:35; Ин 11:41; Рим 1:8; Еф 5:20 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Рим 1:8; 1Кор 1:4; 2Кор 2:14; Еф 1:16; Флп 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф 5:4; 5:20; Кол 4:2 и т.д.) и «бодрствовать в молитве» (Кол 4:2); 3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6:9 и след.; 9:38; Еф 6:19 и след.), но и о вполне материальных вещах. Так, в молитве «Отче наш» просьба о хлебе насущном является основной (Мф 6:11). Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Мф 6:10). Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное «приложится» им (Мф 6:33). Человек прежде всего просит о прощении грехов (Мф 6:12, -> Исповедание, исповедовать, I), об укреплении в вере (Лк 22:32; ср. Ин 17:11) и об избавлении от искушений (Мф 6:13; Ин 17:15). Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Еф 6:19; Кол 4:3; 2Фес 3:1), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:38). С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли молитву о Втором пришествии Иисуса Христа (1Кор 16:22; Откр 22:20); 4) каждый христианин, в какой-то мере, по своей сущности – служитель (Богу). И потому должен совершать служебное моление о ближнем и о народе Божьем. Такое служение-моление совершаются всеми молящимися христианами. Высочайший образец ходатайственной молитвы - моление Иисуса о Его врагах (Лк 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7:59 и след.). Авраам выступил в роли священника (служителя), принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18:22 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исх 32:32; Рим 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в Ветхом Завете (напр., 1Цар 7:5; 12:19; Иер 7:16; 11:14; 14:11; Дан 9:16 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в Новом Завете (см. Ин 17:17,20), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Еф 1:16; 3:14 и след.; Флп 1:4,9 и след.; Кол 1:9), о начальстве (1Тим 2:1 и след.) и об отдельных христианах. Кроме того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими молитвами не только его самого, но и его соратников (Кол 4:3; 1Фес 5:25). К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА В Ветхом Завете молитвы обращены к Богу (Быт 24:26 и след.; Исх 34:8 и след.; 2Цар 12:20; Пс 28:2; 95:9 и др.). Иисус также возносит молитвы к Отцу, Господу в небесах (Мф 11:25; 26:39; Лк 10:21 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божественные почести и обращать к Нему в молитвах (Мф 28:17; Ин 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитвенных просьбах, которые будут обращены к Нему (Ин 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59; 2Пет 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с молитвой так же, как и к Его Отцу (Ин 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1Кор 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5:8 и след.). Слова Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» распространяются и на молитву (Ин 6:44; 14:6). В Новом Завете большинство молитв обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ К числу самых известных в Ветхо
Заветных молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15:1 и след.) и молитва
Моисея (Втор 32:1 и след.) Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы
над Иавином (Суд 5:1 и след.). Среди ветхозаветных пророков молитвенников
следует назвать Самуила (1Цар 7:5,9), Илию (3Цар 18:36 и след.), Иеремию (Иер
7:16; 11:14; 14:11) и Даниила (Дан 9:1 и след.). Из царей это прежде всего Давид
(см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22:1 и след. и его исповедь в Пс 50),
Соломон (3Цар 8:22 и след.) и Езекия (4Цар 19:15; 20:2 и след.). В Новом Завете
Иисус, величайший муж молитвы, оставил нам "Отче наш" (Мф 6:9 и
след.), первосвященнические молитвы (Ин 17:1 и след.), молитва в Гефсиманском
саду (Мф 26:39,42,44) и молитва на кресте (Мф 27:46; Лк 23:34,46). К числу
самых поэтичных молитв в Новом Завете принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк
1:64,67 и след.), Елисаветы (Лк 1:42 и след.), Марии (Лк 1:46-55) и Симеона (Лк
2:28 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, записанная в
деяниях (Деян 4:24 и след.), а также последние слова Стефана (Деян 7:59 и
след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются
молитвы о разных церквах (1Кор 1:4 и след.; 2Кор 1:3 и след.; Еф 1:15 и след.;
Флп 1:3 и след.; Кол 1:3 и след.; 2Фес 1:3 и след.), а также вероисповедные
молитвы, вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8:31 и след.; 11:32 и след.; Еф 3:14
и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна,
приводятся молитвенные песни (Откр 5:8 и след.; 11:17 и след.; 19:1 и след.),
ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в
своих молитвах совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. Молитва -
одна из центральных тем Откровения Иоанна. | |
Просмотров: 2985 | |
Всего комментариев: 0 | |