Суббота, 11.05.2024, 22:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Католичество » Катехизис

Таинство Священства (Рукоположение)

                                     Таинство Священства 

                            (Рукоположение)

                                            (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.)

                                          Восьмая статья из серии: «Таинства Католической Церкви»

 

  Священство есть таинство, которое дает власть отправления духовных таинств и треб, и благодать, необходимую для достойного исполнения этого служения.

  Итак, священство дает:

1) Власть служить Ли-тургию, совершать таинства и проповедовать слово Божье. Цель священства иная, чем других таинств: назначение первых пяти таинств - содействовать личному совершенству тех, кто их принимает; священство же установлено ради блага других - верующих, пасомых. Священник является посредником между Богом и людьми. Он берет на себя двойное служение; с одной стороны, он должен во имя общины, которую он представляет, воздавать Богу должное Ему почитание; с другой стороны, он должен служить орудием, через которое Бог дает людям благодать и истинное учение относительно веры и нравственности.

2) Благодать, помогающую свято исполнять это нелегкое служение. Обязанности священника, в особенности совершение Литургии, так святы, что для достойного их исполнения нужна исключительно великая благодать. При рукоположении священник получает, кроме власти совершать духовные требы, эту особую благодать.

  Священство есть истинное таинство Нового Завета. Этот догмат основан на Св. Писании и на Предании.

  Уже в Ветхом Завете существовал прообраз христианского священства.

  Иисус Христос имел много последователей и учеников. Среди них Он избрал несколько чело-век для особого служения в Царствии Своем на земле. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и по-ставил вас...» (Иоан. 15: 16). Этим избранным ученикам, Апостолам, Иисус Христос дал власть совершать Пресвятую Евхаристию. Совершив на Тайной Ве-чери Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Свою, Спаситель, обращаясь к Апостолам, сказал: «Cиe творите в Мое воспоминание» (Лук. 22: 19). Он их поставил в священники. «Cиe творите» относит-ся также к преемникам Апостолов, ибо жертво-приношение Тела и Крови Господней имеет суще-ственное значение в Церкви Христовой и должно продолжаться до скончания мира.

  Выше мы видели, что Христос дал тем же избранным ученикам власть отпускать людям грехи. Из Даяний Апостолов и из посланий Ап. Павла явствует, что Апостолы совершали и другие Христом установленные духовные требы.

  Обряд, дающий власть совершать Литургию и раз-решать от грехов, есть подлинное таинство, ибо отвечает определению таинства. Действительно, в нем имеется:

     1) Видимый знак. символическое дей-ствие; Апостолы, при поставлении кого либо в свя-щенники, возлагали на них руки как видно из слов Ап. Павла: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5: 22).

     2) Божественное установление, как было указано выше.

     3) Сообщение благодати рукопо-лагаемому. Это тоже доказывается словами Ап. Павла: «Не неради о пребывающем в тебе даровании (бла-годати), которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4: 14). «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий (благо-дать), который в тебе чрез мое рукоположение».(2 Ти-м. 1: 6).

  Отцы Церкви уже во 2 веке доказывали, что власть священства да на не всем, а только избранным и получившим рукоположение. Св. папа Климент Рим. и св. Игнатий Антиохийский считали еретиками тех, кто приписывает мирянам власть совершать все цер-ковные требы. Древнейшие богослужебные книги заключают чин поставления священнослужителей.

  Из Евангелия и Предания видно, что Иисус Хри-стос, основывая Свою Церковь, дал ей иерархиче-ский строй. Это тоже предполагает священство. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христо-вых и домостроителей тайн Божьих». (1 Кор. 4: 1).

  Таинство священства допускает несколько ступе-ней; рукополагаемый может получить полноту свя-щеннической власти или только часть ее. Низшие ступени это - саны диакона, пресвитера и епископа. Низшие ступени различны в западном и восточном обрядах, но так как они являются скорее только ступенями, ведущими к священству, то это не касается сущности таинства священства.

  Диакон имеет своим служением помогать священнику, у престола читать Евангелие, проповедовать Слово Божье и т. п.

  Пресвитер имеет власть и обязанность служить Литургию и совершать все таинства, кроме таинства священства.

  Епископ обладает полнотою священнической власти и потому может совершать все таинства, поставлять священников и управлять определенной частью Церкви. Папа есть пастырь пастырей всей Церкви. Все крещеные ему подчинены, он верховный учитель верующих (но в отношении совершения таинств его власть тождественна с властью любого епископа).

  Вообще не следует смешивать степени рукоположения со степенями церковной иepap-хии, священство - с пастырским уполномочением (юрисдикцией). Священство и уполномочение не совпа-дают; первое имеет своим источником onpeделенное таинство, второе - волю Христа, как высше-го Правителя Церкви, Которому, дана всякая власть.

Иисус Христос установил не только таинства, но и единую правящую и учащую иерархию, во главе которой Он поставил Петра и его преемников.

  Власть священства в большинстве случаев до-статочна для действительного совершения таинств; но священник согрешает, когда он пользуется этой властью, не имея уполномочения или разрешения местного епископа.

  Существенной «материей» таинства священства является возложение рук. «Форма» священства состоит в словах, которыми епископ передает рукополагаемому власть совершать священнические таинства и требы.

  Рукоположение в пресвитеры производит сле-дующие действия: 1) Дает власть совершать пресуще-ствление Св. Даров и отпускать или удерживать грехи. Священник поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5: 1); а так как в Новом Завете есть только одно жертвопри-ношение - Тела и Крови Христовой - то совершать Пресв. Евхаристию является главным назначением священника.

2) Умножает в рукополагаемом освящающую благодать.

3) Дает ему, соразмерно с его предрасположениями, особую «благодать таинства», не-обходимую для того, чтобы возможно менее недостойным образом совершать святые таинства и требы.

4) Подобно крещению и миропомазанию, налагает на рукополагаемого неизгладимую «печать». Кто раз получил действительное рукоположение, тот остается священ-ником во веки веков; низложение и лишение сана могут только отнять у него право исполнять священ-ные таинства и требы, но не могут снять с него печать, не могут соделать, чтобы он перестал быть священником.

  Совершителем таинства священства может быть только епископ; рукоположение, совершенное лицом, не имеющим епископского сана, недействительно.

  Перед совершением таинства, рукоположенный, простирается ниц перед алтарём в виде креста, в знак смирения и посвящения жизни Христу.

  Со стороны принимающего это таинство, для действительности рукоположения, требуется, чтобы рукополагаемое лицо было мужского пола, было крещеным и имело намерение, по крайней мере, обычное, принять сан священника. Кром того, во избежание греха, рукополагаемый должен быть в состоянии благодати, быть свободным от канонических препятствий и обладать подобающими нравственными и другими качествами. Чтобы быть хорошим и счастливым священником, надо иметь призвание к этому святому служению, великую любовь к Христу Первосвященнику, дух самопожертвования и полное бескорыстие; надо стремиться к священству не из каких либо земных расчетов, личных, национальных или сословных, а по побуждениям благодатного, сверхприродного порядка. Поэтому не следует упрекать Церковь за то, что она допускает к священству только после долгого и трудного испытания, цель которого - проверить подлинность призвания.

  Безбрачие священников в западном обряде основано на словах Ап. Павла: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу (1 Кор. 7. 32) и на увещеваниях некоторых Отцов Церкви (Епифа-ний, Иероним и др.). Но безбрачие духовенства не догмат, а правило, и потому Католическая церковь часто допускает противоположный древний обычай для священнослужителей восточного обряда.

Категория: Катехизис | Добавил: Alekca (23.12.2011)
Просмотров: 3586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]