Пятница, 15.11.2024, 07:19
Приветствую Вас, Гость

Римско-католическая Церковь на Луганщине

История и современность

Римско-католическая Церковь на Луганщине, появилась в регионе в XVIII в.

История

  Появление католицизма на Луганщине связано с переселением в землю прежде поляков. В епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии РПЦ есть упоминание о поляках, которые поселились в 1755 г. в селе Каменном Броде (ныне в составе Луганска). В 1777 г. командир сербского полка с разрешения царской власти вывел из Польши сорок дворянских семей и расселил их в Бахмутском уезде. После раздела Польши и подавления восстания во главе с Тадеушем Костюшко польские войска были расформированы и высланы. Таким образом на Луганщину попали бывшие польские военные и пленные. В документах, адресованных Чарльзу Гаскойну, основателю Луганского литейного завода, говорится о поляках, прибывших на работы из Брацлавского наместничества. В рапортах за 1797 пристав завода сообщал о прибытии в поселок около 150 военнопленных поляков.

  В XIX в. наблюдается очередная волна эмиграции. Чтобы оживить освоения края, власти предоставили колонизаторам возможность получить свободные земли и освободила их на несколько лет от налогов. Рост численности католиков происходил за счет поляков, украинцев, латышей, немцев и др.. переселенцев, которые приезжали из западных регионов Российской империи и из-за ее пределов. В 1884 г. в Бахмутском уезде, часть которого ныне входит в состав современной Луганской области, насчитывалось 848 католиков, а по данным переписи 1897 г. их количество увеличилось до 4178 человек. В Славяносербском уезде католическую веру исповедовали 905 человек. В Луганске в 1895 г. проживало 65 католиков.

  Определенная часть католиков ассимилировалась в поликонфессиональной Луганщине и перешла в другую веру. Однако случались отдельные случаи принятия католичества православными, как это произошло, например, в 1916 г. на шахте Голубовского Берестово-Богодуховского горнопромышленного общества. Шахтер под влиянием своей жены-полячки был обращен в католичество. На рубеже ХIХ-ХХ вв. в Донбассе началось строительство католических храмов. Районы массового проживания католиков, у которых не было культовых сооружений, духовно опекались католическими священнослужителями ближайших костелов. О времени богослужений в шахтерских поселках сообщалось заранее через конторы и службы рудников.

  В Кадиевке (совр. Стаханов) в 1896 г. был сооружен Антониевский костел. В Луганске в 1902 г. был основан католический молитвенный дом Бахмутской прихода Тираспольской римско-католической духовной консистории. А в 1904 г. на его месте был возведен костел во имя Рождества Богородицы. Храм обслуживал католиков не только Луганска, но Попасной, Алмазной, а также поселений Мариупольского уезда. Среди прихожан кроме поляков были австрийцы, бельгийцы, немцы, французы, армяно-католики. В 1902-1905 гг службы правил настоятель Дамиан Сааков. В записях тех лет есть упоминания о священниках Оттоне Бема, Франце Козловском, а также армяно-католического священнике Эммануиле Машуршане. В 1905-1910 гг обряды совершал администратор, ксендз Гавриил Асланишвили, а в последующие годы - куратор, ксендз Михаил Ягулов. Кроме того, с апреля по ноябрь 1918 г. во время пребывания немецкой армии в Луганске службы в костеле для воинов проводил дивизионный священник Александр Зацерман. По состоянию на 1924 г. на Луганщине было зарегистрировано три католические общины. В луганской общине было объединено 230 католиков. 400 человек Кадиевки группировались вокруг Антониевского костела. 121 католик вошел в состав религиозной общины в колонии Казаковка, Новосвитловського района.

  Однако во второй половине 1920-х гг на католицизм, как и на другие конфессии, началось наступление. В декабре 1929 г. был закрыт костел в Луганске. Его помещения планировалось использовать под клуб, но впоследствии он был разрушен. В 1930 г. был закрыт костел в Кадиевке (совр. Стаханов). Такая судьба постигла и другие католические общины в Украине. В следующее десятилетие католики подверглись еще более жесткие преследования. Большое количество католиков польской национальности была депортирована и физически уничтожена после 1939 г., когда Польша в результате тайного соглашения между нацистской Германией и большевистским СССР прекратила существование как независимое государство. Эта трагическая страница в истории польского народа в определенной степени связана и с нашим краем. С ноября 1939 г. по май 1940 г. около 4 тыс. военнопленных, захваченных во время совместных фашистско-советских операций в Польше, содержалось в сортировочно-пересыльном лагере, который располагался в бывшем монастыре в Старобельске. Почти все они были польские офицеры-резервисты - юристы, врачи, преподаватели, инженеры, полицейские. Среди пленников находились и священники. Первую службу в бывшей церкви, где находились военнопленные, отслужил ксендз Александрович 11 ноября 1939 После мая 1940 3820 узников Старобельска согласно Постановлению ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 г. и по решению специальной тройки НКВД СССР были расстреляны в Харькове.

  В годы второй мировой войны территорию Луганщины оккупировали немецко-фашистские войска и их итальянские и венгерские союзники. Определенная часть оккупантов исповедовала католицизм. Духовной опекой этих воинов занимались капелланы. Некоторые из них даже помогали православным общинам в восстановлении храмов, в приобретении вещей и продуктов необходимых для отправления богослужений. Подобную привязанность к православным г. Беловодска обнаружил итальянский священник Петр. Между ним и местным священником установились хорошие отношения. Благодаря этому, католический священник в отсутствие православного клирика в поселке, проводил в Троицком храме богослужения на церковнославянском языке.

  В послевоенный период наблюдаются случаи, правда единичные, обращение в католицизм жителей Луганской области. Например, в 1956 г. в лагерях католическим священником был крещен ребенок, родившийся в заключенной уроженки Луганщины А. Лядских. Ее несправедливо осудили на 25 лет лишения свободы «за измену Молодой гвардии» и лишь в 1980-е гг реабилитировали.

  Современная эпоха

  Католическая община в Луганской области была возрождена по инициативе Е. Витковского. Первая месса была отправлена в сквере ВЛКСМ Луганска 29 июня 1992. А 30 декабря община получила статус юридического лица. Сначала службы проводились в украинском-канадском центре. В 1994 г. община выкупила двухэтажное здание, которое переоборудовала под костел во имя Рождества Богородицы. Луганскими католиками опекался харьковский ксендз Ежи Зиминский, который отправлял богослужения, крестил первых новообращенных. В июле 1993 г. Луганск посетил епископ Житомирский Иван Пурвинський. А с октября 1993 г. был назначен настоятель ксендз Гжегож Рапа.

Наше время. Римско-католическая община Луганской области. Автор Антонина.

  На территории нынешнего Донбасса ещё 200 лет назад шумело Дикое поле. Массовое заселение началось только после окончательного завоевания Российской Империей Крымского ханства в конце XVIII столетия.

  На заре освоения края, люди жили здесь временно и продолжают жить с теми же ощущениями, поэтому церковные приходы ограничены количеством верующих людей, а ещё в то страшное время, когда в горе и в муках запрещалось думать о Боге. Это старшее поколение сберегло в сердцах детские и юношеские воспоминания о посещении Костёла, чудом пронесли молитву и чётки через всю жизнь. У молодого поколения Бог был исключён из жизни. Нет, Он был всегда с ними, только они этого не знали. Когда бывший Советский Союз потерпел общественно - политическую катастрофу и развалился, народ Украины, в том числе и мы, луганчане, были кинуты в омут безнадёжности и хаоса, душевного потрясения. Каждый из нас задавал себе вопрос, как быть, как жить дальше? Кто поможет по-другому взглянуть на жизнь.

  Луганск далёк от духовных центров святой Церкви. Это крайняя точка Украины. С нашей земли просыпается солнце – „Світанок України”, как написала греко-католическая поэтеса Анна Гайворонская.

  Католики Луганска были лишены свободы, храма и ограничены количеством верующих людей. В годы гонений проблемой для верующих людей было найти место, где молиться. Приходилось одолевать десятки, а для луганчан и сотни колометров, чтобы добраться до одного из немногих действующих храмов. И таким для верующих католиков Луганска стал Харьковский костёл, около 350 км. Первыми из нашего прихода, кто крестился в нём: Пётр Погорельцев, Тарас Братко. В дальнейшем, люди из нашей общины будут помогать в востановительных работах Харьковского костёла: Витковский Эдуард, Данилевич Людмила, Погорельцев Пётр, Сергей Антипов, Тарас Братко.

  Единственный костёл, что остался не разрушенным полностью на таком большом пространстве, как Донбасс, это костёл в Енакиево. Снаружи и внутри здание мало похоже на храм, чёрные-чёрные стены и зияющая крыша, но это не просто стены, а освящённое место, где есть Бог.

  Церемония передачи костёла верующим г. Енакиево, состоялась 21 января 2003г.

  Церковь в Украине возрождается и большая радость от осознания того, что Церковь возрождается. А у истоков возрождения Церкви в Луганске стояли лучшие люди своего времени: ксёндз Гжегож Рапа, ксёндз Юрий Зиминский, Витковский Эдуард, Марцелий Рек.

  Судьба пана Эдуарда Витковского это все сложности того времени. Немногие были свидетелями того, как этот физически слабый человек, смог объять нас такой неземной любовью и делал всё, что было в его силах, чтобы каждый человек вернулся к Богу. У него созрело решение организовать в Луганске католическую общину. В 1989 году вместе с женой Людмилой, они от руки писали сотни объявлений о встрече с католиками и развешивали их по городу. Много часов простаивая в назначённом месте в ожидании единоверцев.

  Помню нашу первую встречу в ноябре 1989 г. По объявлению о встрече возле дома „Строителей”, теперь в этом здании Украинский драматический театр, пришло пять человек. Власть устроила на нас облаву,

к нам подьехало две машины. Из одной из них вышел молодой человек – Василий –  и представился кореспондентом Луганского радио и телевидения, как позже оказалось он искал встречи с Богом как и мы (в вере греко- католик). Нас было так мало, что сотрудникам КГБ ничего не оставалось, как переписать нас и уехать.

  Потеряв надежду на регистрацию общины в Луганске (для регистрации нужно было 12 человек), Эдуард Витковский отправился в город Харьков, и опять объявления, ожидания. Жил где придётся, на вокзалах, в скверах, лишь с куском хлеба и глотком воды. Дал обет Богу, что до тех пор пока не зарегистрирует общину, будет только на хлебе и воде. И так три года поста. Каждый новый день пана Эдуарда являлся верой, надеждой и любовью, которая осуществлялась на улицах и закоулках городов: Днепропетровска, Донецка, Харькова, Запорожья. Снова и снова он развешивал объявления и ожидал верующих католиков во всех вышеперечисленых городах.

  И опять Луганск. Но всеми нами тогда руководил ещё постоянный страх, а он сбросил с плеч этот тяжёлый груз и доверился Богу. Он совершал вещи просто невозможные. Только с Божьего благословения можно было выйти на Луганское телевидение и сделать объявление о сборе римско- католического прихода в сквере „Ленинского комсомола” в 1991 году, и люди услышали и пришли на встречу. Благодаря заботам пана Эдуарда на нашу Луганскую землю стал приезжать и отправлять Святые Мессы священник из Харькова кс. Юрий Зиминский.

  Пан Эдуард Витковский человек нашего времени, он жил среди нас. Молитва, смелость, самопожертвование во имя любви к Христу. Жизнь в добровольной бедности и постояном посте. Основная заслуга - возрождение католичества на Востоке Украины. Пан Эдуард шёл не лёгкой, но единственно верной дорогой.

  А потом встреча пана Эдуарда с паном Марцелием. „Луганчанин из Варшавы” так назвала его журналистка Галина Корнилова. Луганск стал для него второй родиной. 16 сентября 1939 года, когда фашисты окупировали Польшу, 17-летний Марцелий Рек был вынужден покинуть родину и пешком добирался до Ивано-Франковска, где жили его дедушка и бабушка. По иронии судьбы на следующий день город Станислав (так он тогда назывался) вместе с Западной Украиной вошёл в состав СССР.

  Так Марцелий оказался в другом государстве. Через пол года он был арестован. За что? За то, что поляк! И его домом становились товарные вагоны, сибирские бараки, казахские степи.

  В Луганск Марцелий приехал в 1949 году. Получил высшее образование, много лет отдал заводу им. Пархоменко. Но мечта вновь увидеть Родину никогда его не покидала. И только через 30 лет он получил возможность поехать в Варшаву, где когда-то родился, где когда-то жили его родные и близкие. Никого не застал, все погибли в концлагерях.

  С возможностью побывать на Родине, у него возникла мысль зарегистрировать польский клуб ”Варшава”. И мысль, с Декларацией о независимости Украины, открыла путь к организации общества любитилей польского языка и культуры – общество „Варшава”.

  К тому времени пан Эдуард собрал небольшую общину – 9 человек, ему сказали, что в центральной библиотеке г. Луганска есть общество „Варшава”. И встреча этих двух, святых людей состоялась.

  Желающих встречи с Богом было как раз 12 человек, оформили документы, поставили подписи и в 1991 году зарегистрировали общину „Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии”. Эти два человека, Витковский Эдуард и Марцелий Рек жили для нас, чтобы мы не чуствовали себя одинокими, старались привести нас ко Христу, чтобы наша жизнь вместе с Богом становилась радостью.

  И наступили очередные трудности – поиски места для молитвы. Сначала молились в сквере „Лениского комсомола”. Когда из Харькова приезжал ксёндз Ежи Зиминский, приносили стол, скамейки, которые были в парке и начиналась никогда не забываемая Святая Месса. Для людей не имевших долгие годы такой возможности участвовать в Святой Мессе, это было чудом.

  Молились и в семьях пани Марии Любирецкой, пани Антонины Кацы, молились возле деревьев. Потом под предлогом занятий польским языком, пану Марцелию удалось организовать в одном из помещений центральной библиотеки им. Горького, г. Луганска, возможность собираться и молиться. Когда одна из работников библиотеки увидела, что у нас на столе стоит крест и горит свеча, донесла начальству и нас отдуда выгнали. Тогда помог нам с помещеньем украинско-канадский центр „Відродження” и лично его директор Владимир Ефанов. Сначала молились в кладовке, где не было ни одного окна, а потом в читальном зале.

  Будучи в Польше пан Марцелий познакомился с ксёндзом из города Калишаны – в доме реколекций „Огниска Святла и Милости” – Марьяном Матусиком, который записал Святую Мессу на магнитофонную ленту.

  В последствии ксёндз Марьян неоднократно приглашал прихожан            г. Луганска в дом реколекций, чтобы люди могли общаться с Богом, возрождая свои души. Посещая реколекции в Калишанах и ближе познакомившись с ксёндзом Марьяном Матусиком, наши прихожане были покорены его христианской зрелостью. Увидели в нём подлинного христианина, то что утеряно нами в житейской суете.

  Каждое воскресенье и на все католические праздники, мы приходили в библиотеку „Канадский Центр”, под запись магнитофонной ленты, совершали совместную молитву. А как трудно было в присутствии десятка чужих людей перекреститься, стать на колени. И опять они первые в словах и молитвах преклонялись перед Богом, а мы все за ними. Тогда впервые услышали песню посвящённую Матери Божьей „Чарна Мадонна”. А потом пан Марцелий совершил самый главный подвиг в своей жизни. Поехал в Польшу, и в городе Люблине встретился с епископом Болеславом Пыляк.  Находился он там около месяца, сказав что „не уеду пока не дадите ксёндза”. И чудо произошло.

  В один из дней, когда он посещал епископа, дверь открылась и зашёл ксёндз Гжегож Рапа. На предложение епископа поехать служить в Луганск, священник сразу дал согласие, не зная где в Украине находится этот город. Посмотрев позже на карту, он понял, нужно ехать через всю Украину – 1500 км.

  Наступило время перемен. Дух Святой сошёл на Луганскую землю. То чего мы так ждали, свершилось в октябре 1993 года. В областной центр г. Луганска приехал высокий, очень худой, молодой, образованейший, наш дорогой ксёндз Гжегож Рапа.

  Для того, чтобы согласиться на приезд в Луганск на Восток Украины нужна особая вера и мужество. Отказаться от всего, что кажется нам ценным и важным. Он покинул родную Польшу, родителей, богатый приход в Германии и стал сеять добро среди нескончаемого потока жестокости и зла, для десятка католиков (нас тогда столько и было).

  Он несёт нам самое большое богатство - самого Иисуса Христа.

  С 1993 года взял в свои руки полную ответственность за духовное возрождение католичества в Луганске. Работа была отнюдь не лёгкой. Восток, здесь обсолютно другие традиции и начинать нужно с фундамента. Нам нужно было уходить из последнего пристанища, и ксёндз это понимал. По приезду он много хлопотал в органах местной власти о получении земельного участка под строительтво каплицы. Прошёл год, но ответа положительного не получено. Главный архитектор не подписал заявления, мотивируя уничтожением зелёной зоны. В последствии там была построена нефте-заправка!

  Ксёндзу предложили дать взятку, но это не соответствовало его религиозным и моральным принципам и он понял, что для католиков в Луганске земли нет, да и врядли сегодняшняя мерия на подобное разорится. Землю ксёндз просил на окраине города, взамен забраной, которая была выделена царскими властями в начале прошлого столетия. Тогда городские власти выделили 39 квадратных сажен (177 кв метров) для постройки каменного костёла, школы и других церковных помещений. Костёл находился в самом центре города в Ново-Натальевском переулке, рядом парк 1-мая, железнодорожный вокзал. Сейчас там „Дворянское гнездо” – так называют луганчане место, где живут богатые люди. Здание костёла представляло несомненную архитектурно-историческую ценность, а прекрасный орган славился в городе. Пригодился бы он и сегодня для любителей органной музыки. С какого года в Луганске существовал римско- католический приход, точно не известно, но первые данные о нём, найденные в Луганском архиве, относятся к 1902 году. Костёл относился к Бахмутскому приходу, Тираспольской римско-католической духовной консистории. В записях костёл в начале назывался Луганским римско-католическим молельным домом, а с 1904 года Луганской римско-католической приходской Церковью. В это время обряды совершал настоятель Дамиан Сааков, органистом был Франц Ницславинский. Крестили, венчали, отпевали не только прихожан живших в Луганске, но и жителей польских поселений в Мариупольском уезде, а также сёл Славяносербского уезда и станции Попасная и Алмазная.

  Среди прихожан было много иностранных подданых: бельгийцы, австрийцы, немцы, французы. В списках религиозных общин на 1925 - 1926 годах числятся три римско-католические общины с количеством 950 человек, 3-мя зданиями и одним священником. 18 декабря 1929 года президиум Луганского окружного исполкома принял решение о закрытии Луганского римко-католического костёла, а здание было впоследствии передано под детские ясли, а в конце 30-х годов разрушено полностью.(материал из газеты Gloria №1, 2000 г. Римско-католического прихода Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии, редактор Ворожейкина Ирина).

  Костёл насил название Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии. Узнали об этом, когда в архиве пан Эдуард нашёл костёльную печать и книги регистраций браков и рождений прихожан. В городе в то время активно действовали и реально помогали людям Луганские благотворительные общества, одно из них римско-католическое  благотворительное общество (председатель Моравская), „Учиться у прошлого” профессор Луганского машиностроительного института. Газета „Луганская Правда” за 22 октября 1989 года.

  В настоящеее время в Луганской области два римско-католических прихода в г. Луганске и в г. Стаханове (единственный город в мире, который носит имя рабочего шахтёра). Ксёндз Гжегож Рапа служил один двум этим приходам, а с января 2009 года имеет помощника в лице ксёндза Караванского Алексея, принявшего сан священника 27 декабря 2008 году в г. Запорожье.

  Поняв, что участок земли не будет наделён, ксёндз начал искать средства, чтобы купить домик и в нём оборудовать каплицу. Материально помог священник Иосиф из Германии. Будучи очень больным человеком, он свои сбережения передал ксёндзу Гжегожу на строительство каплицы. Деньги нашлись и был куплен недостроенный жилой дом. Теперь он служит храмом и домом в которым живут священники. Это была единственная каплица на всю Луганскую область. И только с 1 марта 2003 года начались Богослужения в г. Стаханове в доме у Белоусовой Регины – на первой Святой Мессе было 11 человек.

  Верующие есть во многих городах и районах области. Некоторые, которым позволяет материальное положение, приезжают на праздничные Службы сами, а в основном ксёндз сам ездит к остальным верующим.

  Отыскать современную католическую Церковь в часном секторе Луганска совсем не трудно. Одна остановка от цирка трамваем №2 вниз по улице Херсонской, хотя многие католики до сих пор не знают о существовании каплицы в Луганске, ездят на Святую Мессу в места, где когда-то жили они и их родители и там священники им говорят о том, что в Луганске есть каплица, ксёндз и приход. Это и неудивительно, на Церковь в класическом понимании 3-этажное здание совсем не похоже, а том, что это Дом Божий, напоминает только большой и строгий крест, возвыщающийся на его крыше. Войдя внутрь, попадаем в сердце общины – проходскую каплицу с алтарём и поставлеными в два ряда деревяными лавками. На главной стене алтаря икона Божьего Милосердия. На боковых стенах ниши для молитвенников. У дарохранительницы горит вечный свет лампады. Очень уютно и набожно. Но мечта ксёндза и Луганских католиков - это построить костёл.

  Период в 16 лет для истории так мало, но для нашей Луганской земли это много. Оглянуться назад и посмотреть скольно нужно было положить труда в умершие тело нашей Церкви, чтобы вдохнуть в неё жизнь. Ксёнзд Гжегож построил святыню, каплицу. Строить и служить в таких условиях очень сложно. Был совсем один, средств чтобы нанимать робочих тоже не было, а прихожан в то время было около 20 человек. Чем мы могли помочь? В строительстве помогали немногочисленные мужчины прихода: Пухальский Григорий, Хомутовский Николай, Скрынский Леонид, Витковский Эдуард, Марцуновский Сергей. Из Польши приезжал друг ксёндза Юрий. Он был у нас год. Женщины готовили обеды по очереди, кормили по 10 - 20 человек. А завтрак и ужин ксёндз готовил сам. Каждый год в августе ксёндз едет в Германию, служит там, а священник из немецкого прихода идёт в отпуск, и так 16 лет, наш ксёндз без отпуска и отдыха. В Украине есть такое красивое место у Чёрного моря как Крым, описанное Адамом Мицкевичем в произведении „Крымские сонеты”. Но ксёндз не позволил себе потерять сколько-нибуть времени и денег на отдых, покупал участки земли, чтобы построить костёл, помогал прихожанам – деньгами и гуманотаркой, но самое важное – разбивает заскорузлость наших сердец, учит нас любить Бога, ближнего и жизнь. Учит заповедям Господним и молитвам. Устраивает нам экзамены, всегда после Службы волнуемся, что сейчас именно тебе задаст вопрос. Отпечатывал тексты основных молитв. А как сложно с литературой. Ведь мы рускоязычные украинцы, а на русском языке духовная литература есть только в России. Кто едет в Москву – основная просьба привезти литературу. Для него самого по приезду, стал языковый барьер, русский учил только в школе. Постепенно усваивал русский и украинский на практике.

  Журналистка Виктория Симбирская написала о нём: „Меня порозила доброта и необычайная енергетика этого человека. Если бы кто-то из  Вас увидел его на улице, то ни за что не догодался, что это священник; худощавый, скромно одетый человек 40-50 лет. Единственное его отличие - это лёгкий польский акцент и добрый взгляд, лишённый Луганской депресивности”. С годами наверно, забудет польский язык, ведь он почти не бывает на Родине. Учитель польского языка, сестра Агнес – это основное его общение на родном языке. Встреча с соплеменниками это гармония любви и боли. Это невозможно описать. Любимые цветы – маки.

  Великое произведение мировой литературы „Пан Тадеуш”, Адам Мицкевич написал в 1832-1834гг. В проиведениии героические и трагические страницы, одна из страниц, это жизнь ксёндза Гжегожа Рапы на Луганской земле. „Хотя прославились на целый мир поляки любовью к Родине, - об этом узнает всякий - но радостно поляк отправится в изгнание и годы долгие он проведёт в скитанье. В борьбе со злой судьбой, покуда в бурной жизни надежда светиться, что служит Богу и Отчизне”.

  Во время его проповедей испытывает смятение, вроде он заглянул в наши души и прочёл наши мысли. Глаза наши то наполняются слезами, то светятся радостью. Бог подарил ему чистую совесть и прямоту, его рвение и любовь к Богу распрастраняется на нас и возродило веру множества людей. Паства постоянно и значительно разширяется. Сейчас нас больше 100 человек, это люди разные по материальному состоянию и по национальности: поляки, украинцы, русские, венгры и др. К нам присоединились студенты медицинского и Восточного украинского университетов более 50 человек из самых разных и дылёких стран мира. Финансовые вопросы приходится решать самому ксёндзу, он часто приносит слова благодарности и молитву всем жертводателям. Благодаря их помощи строиться жизнь римо-католиков в Луганске.

  К нему приходят люди по разным причинам, особенно молодёжь, которая ищет свой путь в жизни. Она особенно близка его сердцу.  Своей необыкновенной силой духа сумел сплотить и зажечь седрца молодёжи. Учит их жить согласно с евангельскими наставлениями, берёт во внимание те обстоятельства в которой формируется молодая личность. Совместные молитвы, дискусии на конференциях, сообща развязывают возникшие проблемы. Предоставляет это делать самой молодёжи, совместные просмотры кинофильмов из жизни святых, из жизни Иисуса Христа.  Занятия в компьютерном классе, кружки – плотнические и по ремонту электроприборов, спортивные занятия, постоянные выезды на природу – футбол, волейбол.

  Все прихожане костёла участвуют в конкурсах из жизни святых. Организует екскурсии по святым местам Польши, Луганской и Донецкой области. Благодаря стараниям ксёндза с 1.VIII - 20. VIII. 1996 года состоялось велосипедное паломничество молодёжи из Луганска совместно с паломниками из Польши. Путь лежал через Польшу, С