Суббота, 11.05.2024, 18:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Католичество » Катехизис

Таинство Брака (Венчание)

                       Таинство Брака 

                           (Венчание)                                  

                              (На основе католического катехизиса Св. Тышкевича.) 

                           Девятая статья из серии: «Таинства Католической Церкви» 

  Брак есть обоюдное соглашение, по которому мужчина и женщина соединяются с целью основания новой семьи, воспитания детей и взаимной поддержки. Таинство брака есть тот же договор между крещеными, возведенный Иисусом Христом до святости таинства.

  Существенное в браке это соглашение, в котором мужчина и женщина берут на себя определенные обязательства-. Для действительности этого соглашения требуется, чтобы оно было:

«1) Искренним и вполне свободным; все то, что исключает свободу - насилие, например, - делает брак недействительным в основе своей.

  2) Выраженным внешними недвусмысленными знаками, по возможности словами.

  Главная цель брака - рождение и воспитание детей; второстепенная цель - взаимная поддержка.

  Христианский брак есть подлинное таинство Нового Завета.

  B своем послании к Ефесянам (5: 25-33) Ап. Павел изображает брачный союз мужчины и женщины, как священный  символ союза Христа с Церковью, а единение Христа с Церковью - как высшую норму христианского брака. Этим сравнением Апостол указывает на то, что брак рассматривался им, как подлинное таинство. Действительно, в этом сравнении: 1) Брак является символом благодатного единения. 2) Символ этот производит благодать, ибо союз на подобие бесконечно святого единения Христа с Церковью немыслим без помощи особой благодати. 3) Предполагается божественное установление, ибо благодать может быть дана символическому действию только в силу божественного установления, Божьего всемогущества.

  Св. Афанасий, св. Иоанн Златоуст и другие Отцы говорят о христианском бракосочетании, как о торжественном обряде, дающем особую благодать.

  В христианском браке взаимный договор и таинство неразрывно связаны друг с другом; таинство не добавляется внешним образом к взаимному соглашению, а изнутри освящает его. Поэтому, для христиан гражданский брак недействителен и допустим только как юридический акт, имеющий лишь последствия гражданского свойства.

  Существенные черты христианского брака это - единство и нерасторжимость. Единство состоит в том, что брачный союз есть союз только одного мужчины с одной женщиной; многоженство и многомужие, безусловно, недопустимы в христианстве и являются вопиющим преступлением. Но если первый союз прекратился вследствие смерти одного из супругов, то другой супруг может вступить в новый брак: «Жена связана законом, доколе жив муж ея; если же муж ея умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7: 39).

  Брак есть «таинство живых», т. е. предполагает наличие освящающей благодати у брачующихся. Но это таинство умножает в них освящающую благо-дать и сообщает им особую «благодать таинства», необходимую для святого исполнения многочисленных супружеских обязанностей. Эта благодать воспринимается тем лучше, чем чище предрасположения и намерения, принимающих таинство.

  Совершителями таинства брака являются сами вступающие в брак. Священник не совершает, а только благословляет брак и является свидетелем от лица церкви. Что сами брачующиеся являются совершителями таинства брака, это видно из того, что издревле Церковь в некоторых случаях допускала действительность брака, заключенного в отсутствие священника; изгнанники, например, в течение долгого времени лишенные возможности видеть священника, могут вступить в действительный брак. Тем не менее, брак, заключенный без священника в обыкновенных условиях и вопреки воле Церкви, будет недействительным. Христианский брак не есть простой договор, но договор, возведенный до уровня таинства; поэтому все правила, касающиеся действительности или позволительности его, должны исходить от церковной власти, и верующие должны им подчиняться. Конечно, Церковь не имеет права - признавать действительными браки, которые недействительны в силу природного нравственного закона («брак» отца с дочерью, сестры с братом и т. п.) или положительных заповедей Господних; но в пределах, определенных Божескими законами, Церковь уполномочена определять условия действительности брака, устанавливать или устранять «препятствия» к браку.

  Божеские законы, касающиеся брака (нерасторжимость, единство) безусловно, обязательны для всех христиан. Церковное, каноническое право может быть различно в разных католических обрядах.

  Там, где существует канонически основанный приход восточного обряда, его прихожане должны обращаться за благословением их брака к своему настоятелю; где нет такого прихода, - к настоятелю местного латинского прихода, в пределах которого невеста имеет свое местожительство. Если брачующиеся - католики различных обрядов, следует обращаться к настоятелю прихода жениха: обряд жениха должно предпочитать обряду невесты. Если только один из брачующихся католик, то бракосочетание надо совершить в его обряде.

  Там, где нет прихода восточного обряда, но есть священник этого обряда, бракосочетание восточных католиков можно совершать в латинской церкви, но, по возможности, по восточному обряду.

  Препятствия к действительности брака, определенные древним восточным каноническим правом (например, простое обручение, или родство до 6-ой или 7-ой степени), имеют силу для католиков восточного обряда; при этом следует руководиться постановлениями восточных поместных соборов, одобренными Св. Престолом. В странах, где они не имеют собственного епископа, католики восточного обряда должны обращаться за освобождением от препятствия к браку к местному католическому епископу, заявляя при этом, что они принадлежать к восточному обряду.

  Браки своих чад с иноверцами (язычниками, мусульманами и т. д.), заключенные без согласия церковной власти, Церковь не признает действительными. Браки с христианами не католиками действительны, но запрещены Церковью вследствие огромного вреда, который эти браки обыкновенно причиняют супругам и их детям (напр., религиозное равнодушие). Церковь иногда дает разрешение на такой брак, но весьма неохотно и притом только в том случае, если некатолическая сторона дает обещание не препятствовать католическому супругу (супруге) в исполнении его (ее) религиозных обязанностей и обеспечивает всем детям католическое воспитание; бракосочетание следует совершать только в католической церкви. Запрещается обращаться к некатолическому священнослужителю с просьбой, совершить какой либо религиозный обряд до или после венчания в католической церкви, разве только в случае, когда этот обряд, по государственным законам, имеет силу обязательного для всех гражданского акта.

  Так как христианский брак есть таинство, действие которого вдобавок распространяется на всю жизнь, то приступать к нему следует с величайшим благоговением и чистотою сердца: перед бракосочетанием  подобает приступить к таинствам покаяния и Евхаристии.

Категория: Катехизис | Добавил: Alekca (23.12.2011)
Просмотров: 2607 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]