О Католицизме
Ответы
интересующимся.
Часто
людей, которые не знакомы с католичеством интересуют различные вопросы относительно
нашей веры.
Вот
вопросы, которые обычно "не дают покоя" не католикам:
1.
Правда ли что непризнание непогрешимости Папы анафемуется каким-то указом? Есть
ли она вообще или это "трудность" перевода? Каким указом (или чем?) и
когда? И как на это смотрит КЦ в целом?
2.
Откуда взялся догмат о непорочном зачатии Девы Марии? Есть ли он вообще?
3. Что
из себя представляет чистилище? На какой срок туда попадают души? Можно ли это
подтвердить строками из Священного Писания или из апокрифов?
4.
Обязателен ли целибат для духовенства? Почему?
5.
Какие Таинства есть в КЦ? Как они проходят?
6. Что
означает крестное знамение католиков?
7.
Почему ортодоксы все делают "справа", а католики - "слева"?
Например, осеняют крестным знамением, носят обручальные кольца и пр.
8. Правда
ли, что РКЦ - изначально одна из поместных православных церквей, но
"первенствующая в любви"?
9.
Почему она отделилась от ПЦ? Или было не так?
10.
Какие еще расхождения в догматах между КЦ и ПЦ?
Ответить коротко, на эти вопросы
затруднительно. Но постараюсь ответить. Если ответ будет не полным не
обижайтесь тема сложная, ответить коротко, но исчерпывающе не возможно.
Информация взята из различных источников, как доступных в интернете, так и нет.
Кроме того использован материал из статей нашего сайта.
Итак:
Вопрос:
(1. Правда ли что непризнание непогрешимости Папы анафемуется каким-то
указом? Есть ли она вообще или это "трудность" перевода? Каким указом
(или чем?) и когда? И как на это смотрит КЦ в целом?)
Ответ:
1) Непогреши́мость (также
Безоши́бочность [1]) Римского папы (лат. Infallibilitas — «неспособность
заблуждаться») - догмат Римско-католической Церкви, утверждающий, что, когда
Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая
его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает
непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться
Согласно данному догмату,
вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе,
как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его
личных качеств (как и любой другой христианин, Папа не ограждён от совершения
грехов и нуждается в покаянии и исповеди)».Содержание
История догмата.
В 1869 году папа Пий IX созвал
Первый Ватиканский собор.
Первоначально на нём
предполагалось рассмотреть, во-первых, католическое вероучение в связи с
современным развитием науки и философии и, во-вторых, - сущность и
организационную структуру церкви. Были приняты определения относительно
традиционного католического учения о сущности Бога, Откровения и веры и об
отношении веры и разума.
Первоначально не предполагалось
обсуждать догмат о Infallibilitas; однако вопрос был поставлен по настоянию
партии ультрамонтан и после длительных прений был решён в компромиссном
варианте (с оговоркой «ex cathedra»).
Догмат официально провозглашён в
догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с
утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во
вселенской Церкви. В догматической конституции определены условия —
произнесение ex catedra, а не частное учительство, и сфера применения —
суждения о вере и нравственности, вытекающие из истолкования Божественного
Откровения.
Те кто не признают этого догмата
Анафематствуются на основании Догматической Конституции (PASTOR AETERNUS) «Папа
Римский, когда он говорит ex cathedra, то есть когда, исполняя свои обязанности
учителя и пастыря всех христиан, определяет, в силу своей верховной
апостольской власти, что некое учение по вопросам веры и нравственности должно
быть принято Церковью, пользуется, с Божественной помощью, обещанной ему в лице
блаженного Петра, той безошибочностью (infallibilitas), которой Божественный
Искупитель благоволил наделить Свою Церковь, когда она определяет учение по
вопросам веры и нравственности. Следовательно, эти определения папы Римского
непреложны сами по себе ex sese, а не из-за согласия Церкви. <Канон>: Если кто-либо, не дай Бог, поимеет
дерзость противоречить нашему определению, да будет отлучен от сообщества
верных.»
Вопрос:
(2. Откуда взялся догмат о непорочном зачатии Девы Марии? Есть ли он
вообще?)
Ответ:
2) Непорочное зачатие Девы Марии
(лат. Immaculata conceptio, у, например, греко- и сирокатоликов - «Зачатие
святой Анной», официально - греч. Ευλληπσις τής 'αγιας και θεοπρομητορος Aννας)
- католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных
родителей - Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Дева Мария
была полностью безгрешной, и в следствии этого не имела склонности к греху.
История догмата
Особое почитание Богородицы
закрепилось в христианской традиции в святоотеческую эпоху. Согласно учению
Католической Церкви, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, как и другие
догматы Церкви, является догматическим закреплением веры, присутствовавшей
ранее среди народа в форме Священного Предания.
Наиболее раннее свидетельство
доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в
трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского, De Conceptione
Sanctae Mariae (XII в). Противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом
всех людей, устраняется и обосновывается в трудах Уильяма Уэрского (William of
Ware) и особенно блаженного Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была
освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом
Христом.
Полемика на эту тему продолжалась
долгое время. В 1476 году Папа Сикст IV запретил противоположным сторонам
обвинять друг друга в ереси. В 1617 году Папа Павел V запретил публично
опровергать Непорочное зачатие. Папа Григорий XV заявил, что Святой Дух не
открыл Церкви всей тайны Непорочного зачатия, однако ещё более ужесточил запрет
Павла V, распространив его на любые утверждения против этой доктрины в
письменной форме. В 1661 году Александр VII зафиксировал всеобщее церковное
почитание Непорочного зачатия специальной буллой, хотя не провозгласил
однозначного догматического определения. Такое определение было провозглашено
только Папой Пием IX.
Догматическое определение
8 декабря 1854 года Папа Пий IX
издал апостольскую конституцию Ineffabilis Deus, в которой говорилось:
«…Мы заявляем, провозглашаем и
определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария
была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением
Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого,
сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением,
явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить
всем верным. Эта „сияющая и совершенно уникальная святость", которой Она
„одарена с первого мига Своего зачатия", целиком дана ей Христом: Она
„искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына"».
Хотя догмат о безошибочности папы
был установлен позже, чем догмат о непорочном зачатии, считается, что
догматическое определение Непорочного зачатия Девы Марии соответствует всем
условиям Ex_cathedra, а потому на него распространяется догматическая
безошибочность.
Праздник Непорочного зачатия
отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных
богородичных праздников. Имеет статус «торжества», высший в иерархии
католических праздников.
Апологетические ссылки
В конституции Ineffabilis Deus
Папа Пий IX обращается прежде всего к так называемому протоевангелию,
содержащемуся в словах, обращённых к змею: «И вражде положу между тобою и между
женой, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в
голову» (Быт. 3:15). Согласно католическому пониманию, в этих словах заключено
пророчество о женщине, которая будет находится во вражде с сатаной, поскольку
будет свободна от греха. Некоторые католические богословы также считают, что
слова Архангела Гавриила: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою» подразумевают
особенную благодать, дарованную Марии в сохранении от греха. Аналогичным
образом понимаются также слова Песни Песней: «Вся ты прекрасна, возлюбленная
моя, и пятна нет на тебе».
Католическое богословие ссылается
также на высказывания многих Отцов Церкви. Это находит отражение и в
православном богослужении, где Мария почитается как «достойнейшая херувимов и
несравненно славнейшая серафимов», «Пресвятая, пречистая, преблагословенная и
прославленная Богородица и Приснодева Мария».
Католические авторы полагают, что
в православных литургических текстах отражена древняя вера в Непорочное зачатие
Богородицы, хотя и не в прямой форме. К примеру, в кондаке на Рождество
Богородицы это событие связывается с прерыванием действия первородного греха:
«Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем рождестве Твоем».
Конституция II Ватиканского
Собора Lumen Gentium констатирует:
«… у Святых Отцов возобладал
обычай называть Богородицу Всесвятой и от всякой скверны греха предохранённой,
как бы образованной Святым Духом и созданной как новое творение».
При этом документ ссылается на
труды святых Германа Константинопольского, Анастасия Антиохийского, Андрея
Критского и Софрония.
Католическая апологетика
использует также слова Патриарха Константинопольского Георгия Схолария
(Геннадия II), который принимал учение о Непорочном зачатии Девы Марии в XV
веке. Слова эти приводятся и в книге православного протоиерея Иоанна Мейендорфа
«Византийское богословие. Догматические Вопросы», где он пишет:
«Единственным византийским
богословом, бесспорно понявшим и принявшим западное представление как о
первородном грехе, так и учение о непорочном зачатии, был Геннадий Схоларий (=
ок.1472 г.). „Божественная благодать совершенно освободила Марию, - пишет он, -
совершенно, как если бы она была девственно зачата (sic.)… Так как она была
совершенно свободна от греховности и наказания прародителей — преимущество,
которого она сподобилась единственная из людей, у (нечестивых) мыслей не было
никакой возможности проникнуть в Ее душу, и она стала святилищем Божества, как
по телу, так и по душе." Взгляды
Геннадия являют собой характерное для Запада учение о грехе, и в этом
предопределяет утверждения позднейших православных богословов, ведь некоторые
из них в своей мысли стали следовать категориям западной схоластики».
Католическая апологетика
ссылается, в частности, также и на слова святого Димитрия Ростовского: «Ангели
дивятся зачатию Твоему, Чистая, како Ты, от семени зачатая, греху бысть
непричастна». Учение о Непорочном зачатии содержалось в первом издании
«Четьи-минеи», которые составил святой Димитрий Ростовский, однако из
последующих изданий оно было устранено по распоряжению Патриарха Московского
Иоакима, как утверждает католические авторы. Они отмечают ещё и то, что веру в
Непорочное зачатие Девы Марии сохранили старообрядцы (см. далее).
Догмат Непорочного зачатия
получил дополнительное подтверждение в глазах католиков благодаря Лурдским
явлениям 1858 года, когда святая Бернадетта Субиру засвидетельствовала о том,
что Дева Мария назвалась «Я — Непорочное зачатие».
Вопрос:
(3. Что из себя представляет чистилище? На какой срок туда попадают
души? Можно ли это подтвердить строками из Священного Писания или из
апокрифов?)
Ответ:
3) Чисти́лище (пургаторий),
согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников
очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в
католицизме в 1439 г.,
и подтверждён в 1562.
Согласно учению
Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и
получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся
неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в
будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый
бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают
страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на
небеса.
Согласно учению Западной церкви,
эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45).
Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно
означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие
спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие
молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в
таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».
Считается, что с началом
Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа
останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои
прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося
«умилостивительные жертвы», благих дел (например, заказывая мессы) или получая
индульгенции. Бог учитывает это, определяя сроки временного наказания.
Души в чистилище не могут
избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не
находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому
знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их
страдания.
Веру в чистилище традиция
обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала
Католическая церковь.
Вопрос:
(4. Обязателен ли целибат для духовенства? Почему?)
Ответ:
4) Целиба́т (лат. coelibatus или
caelibatus) - обет безбрачия, как правило, принятый по религиозным соображениям.
Термин применяется главным образом для обозначения безбрачия католических
священнослужителей.
Целибат в раннем христианстве
Считается, что обет безбрачия как
таковой был популярен в разных церквях Запада и Востока, хотя документов об
этом дошло немного. Апостол Павел писал, что в браке нет ничего плохого, но
соблюдающий безбрачие поступает лучше: «Неженатый заботится о Господнем, как
угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене...Но кто
непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи
властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо
поступает».(1Кор.7:32,37)
Целибат для клириков был впервые
закреплён в правилах Эльвирского собора (начало IV века), который предписывает
за его нарушение епископов, пресвитеров и диаконов навсегда отлучать от
церковного общения и даже на смертном одре не давать им прощения (18-е
правило). Установление его связано с злоупотреблениями епископских,
священнических и дьяконских жен.
Целибат в современном христианстве
Целибат священников был узаконен
в Западной Церкви в эпоху папы Григория Великого (590—604), но утвердился де
факто только к XI веку (в правление папы Григория VII).
В Католической церкви
Обет безбрачия предписывает
соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство.
Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке.
Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые
после посвящения в сан, начиная с диаконского.
Безбрачию духовенства посвящен
отдельный пункт (п. 16) декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни
пресвитеров «Presbyterorum ordinis».
В латинском обряде
Римско-Католической Церкви целибат распространяется на епископов и священников,
а также большинство диаконов. В малые чины (ordines minores) теоретически могли
посвящаться женатые мужчины, или же клирики, посвященные в них, могли жениться,
но поскольку на протяжении многих веков эти степени церковнослужения
рассматривались лишь как ступени к священству, на практике этого не
происходило. Обещание жить в целибате клирики приносили при посвящении в сан
субдиакона.
Папа Павел VI упразднил малые
чины (они сохранились только у традиционалистов), заменив их служениями аколита
и чтеца, не связанными со статусом клирика. Он также вновь ввёл исчезнувший в
Средневековье институт постоянных диаконов (то есть диаконов, не собирающихся
становиться священниками), в числе которых могут быть женатые мужчины старше 25
лет (во многих странах этот возраст увеличен местным церковным
законодательством).
В виде исключения в Католической
церкви рукополагаются в священный сан женатые мужчины, обратившиеся из англиканства
и других ветвей протестантизма, где они выполняли роль клириков, пасторов и т.
п. (Католическая Церковь не признаёт действительности их священства, однако они
могут принять рукоположение).
«Безбрачие священников в западном
обряде основано на словах Ап. Павла: «Неженатый заботится о Господнем, как
угодить Господу (1 Кор. 7. 32) и на увещеваниях некоторых Отцов Церкви
(Епифаний, Иеронимь и др.). Но безбрачие духовенства есть домостроительное
правило, а не догмат, и потому Католическая церковь часто допускает
противоположный древний обычай для священнослужителей восточного обряда».
Вопрос
(5. Какие Таинства есть в КЦ? Как они проходят?)
Ответ:
5) Католическая Церковь, как и
Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация),
евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и
брак.
Как проходят писать много,
читайте тут : http://credoindeum.ru/publ/stati/raznoe/6
Вопрос:
(6. Что означает крестное знамение католиков?)
Ответ:
6) Кре́стное зна́мение
(церковнослав. «знак креста») — в христианстве молитвенный жест, представляющий
собой изображение на себе креста. Крестное знамение совершается в разных
случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения
молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других
случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Действие человека,
совершающего крестное знамение, называется обычно «осенять себя крестным
знамением», «совершать крестное знамение» или «(пере)креститься» (это последнее
следует отличать от слова «креститься» в значении «принять таинство Крещения»).
Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, однако
различается вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется
церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение»), и
направлением движения руки.
Крестное знамение у католиков:
Крестное знамение совершается
следующим образом. Сначала выберите свой стиль:
Вариант A. На правой руке сложите
вместе большой и безымянный пальцы, и держите вместе указательный и средний
пальцы в указание двух природ Христа.
Вариант B. Держите вместе большой
и указательный пальцы вашей правой руки в обозначение двух природ Христа.
Вариант C. Держите вместе
большой, указательный и средний пальцы вашей правой руки (обозначая Святую
Троицу), при этом безымянный палец и мизинец (обозначающие две природы Христа)
пригните к ладони. Это типичная практика восточных католиков.
Вариант D. Держите вашу правую
руку открытой со всеми пятью пальцами — обозначающими 5 ран Христа — вместе и
слегка согнутыми, и большой палец слегка пригнутым к ладони. Это наиболее
типичная практика западных католиков.
Затем:
Прикоснитесь ко лбу, говоря (или
молясь мысленно): «In nomine Patris» («Во имя Отца»).
Прикоснитесь к грудной клетке или
верху живота, говоря: «et Filii» («и Сына»).
Прикоснитесь левого, затем
правого плеча, говоря: «et Spiritus Sancti» («и Духа Святого»).
Заметьте, что некоторые люди
завершают крестное знамение тем, что перекрещивают большой и указательный
пальцы и целуют большой палец, тем самым как бы «целуя Крест».
Из данного описания легко
заметить, что вариант A представляет собой слегка изменённое двоеперстие, а вариант
C, как там и указано — троеперстие. На практике, впрочем, большинство католиков
используют вариант D.
Когда католик первый раз
совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики
пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей
видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением
Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания
таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед
началом домашней молитвы.
Священник, благословляя,
использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт
так же, как и православный священник, то есть, слева направо.
Помимо обычного, большого креста,
в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест.
Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители
и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу,
устах и сердце.
Вопрос:
(7. Почему ортодоксы все делают "справа", а католики -
"слева"? Например, осеняют крестным знамением, носят обручальные
кольца и пр.)
Ответ:
7) Древняя западная практика.
Богословское объяснение:
А) Когда католики крестятся слева
на право - имеется в виду обращение человека к Богу. В этом случае человек
оказывается активной, стороной. У католиков, которые крестятся слева направо,
крестное знамение исходит от нас: человек является субъектом действия.
Б) Католическое крестное знамение - слева
направо: Христос привёл людей от лжи к правде.
Вопрос:
(8. Правда ли, что РКЦ - изначально одна из поместных православных
церквей, но "первенствующая в любви"?)
Ответ:
8) Нет не правда. Римская кафедра
всегда была главенствующей. И не когда не была просто поместной. Об этом ясно
говорится в различных древних церковных документах и творениях Святых, в том
числе и восточных, признанных православными. Например Василий Великий, Иоанн
Златоуст и другие. Подробней об этом в книге Священника кн. А. Волконского. «Католичество
и священное предание Востока».скачать можно сдесь: http://credoindeum.ru/load
Современная Католическая церковь
рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою
историю.
Согласно доктрине Католической
церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от
начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом
Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и
обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из
ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего
на Кресте. Вероучение Католической Церкви, восходит к апостольским временам (I
век).
Вопрос:
(9. Почему она отделилась от ПЦ? Или было не так?)
Ответ:
9) Нет не так. Именно восточная церковь
отделилась от Вселенской Католической Церкви Христовой, в следствии
злонамеренных действий византийского императора и его пособника Константинопольского
патриарха Михаила Кирулария.
Раскол христианской церкви в 1054
году, он же Великий раскол - церковный раскол, после которого окончательно
произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром
в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе.
История раскола
Фактически разногласия между
папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако
именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с
кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено
закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению
патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал
из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного
хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля
1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его
отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Раскол не преодолён до сих пор,
хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
Причины раскола
Раскол имел множество причин:
обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной
Церквями, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского
патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки
богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).
Точка зрения западной
(католической) церкви.
Отлучительная грамота была
вручена 16 июля 1054 г.
в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения
легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в
себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:
Константинопольская Церковь не
признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как
главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
Михаила неправо называют
патриархом,
подобно симонианам, они продают
дар Божий,
подобно валезианам, оскопляют
пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
Подобно арианам, перекрещивают
крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
Подобно донатистам, утверждают,
что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова,
и истинная Евхаристия, и крещение.
Подобно николаитам, позволяют
браки служителям алтаря.
Подобно северианам, злословят
закон Моисеев.
Подобно духоборцам, отсекают в
символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
Подобно манихеям, считают квасное
одушевлённым.
Подобно назореям, наблюдают
телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней
по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы,
отказывают им в крещении.
Снятие взаимных анафем
В 1964 году в Иерусалиме
состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем
Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в
результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана
Совместная Декларация. Однако «жест справедливости и взаимного прощения»
(Совместная декларация, 5) не имел никакого практического или канонического
значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены
анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве
Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности,
произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как земной глава и
наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического
характера.
Вопрос:
(10. Какие еще расхождения в догматах между КЦ и ПЦ?)
Ответ:
10) Догматические расхождения.
А) Исхождение Св. Духа от Отца и Сына (Filioque).
Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского
Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от
Отца, но и от Сына (Filioque).
Б) Православие отвергает догмат о
непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми
христианами.
В) В католицизме, в отличие от православия,
существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном
вознесении.
Г) В католицизме, в отличие от православия,
существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных
заслугах святых.
Прочие расхождения
Православные и католики признают
права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской
властей, неоднократно в ходе истории приводившая к явлению, получившему имя
цезаропапизм, который считается в рамках концепции симфонии властей отклонением
от нормы. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над
светской (Булла Unam Sanctam), которое на сегодняшний день рассматривается лишь
с исторической точки зрения.
Православные не признают явления
Девы Марии в Лурде и Фатиме истинными, Ватикан же определяет их как «достойные
веры».
Православные считают
подозрительными католические мистические практики, связанные с усиленным
представлением страданий Христа.
Ряд православных богословов
критикует стиль католических богословов, по их мнению, излишне юридический и
схематический.
В католицизме существует учение
об индульгенциях. Хотя в современном православии существует подобная практика,
так называемые «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии. И
это древняя христианская, в том числе и восточная практика. На Востоке всегда
(а в некоторых церквах и сейчас существует, например в РПЦ «разрешительные
грамоты» покупаемые в церкви и влагаемые в руку покойнику) существовала
практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч.
συγχωροχαρτια); в начале XVIII в. Досифей Нотара, греко-православный Патриарх
Иерусалима, писал о ней как о древней, всем известной практике. Согласно
Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с
участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии. Согласно
Константинопольскому Собору 1727 года, правом выдачи таких свидетельств
обладали четыре Патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и
Иерусалимский). Уже в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу
Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его
взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по
имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для
покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить. Тем не мене православные
почему-то не признают такого право за Римской церковью.
Между католицизмом и православием
официально отсутствует евхаристическое единство. Тем не менее, в практике
Антиохийской православной церкви католики допускаются к причастию. В РПЦ с 1969
года существовала практика допуска католиков к причастию, в 1986 году эта
практика была приостановлена до «решения вопроса Православной Полнотой». Что
касается причащения православных в католических храмах, то согласно правилам
Католической церкви некатолики могут принимать причастие только в случае
«серьёзной необходимости» и при условии, что они разделяют католическое учение
о Евхаристии. Декрет Второго Ватиканского собора «Orientalium Ecclesiarum»
подчёркивает: «можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения
больных восточным христианам, отделённым от Католической Церкви не по их
собственному злому умыслу, если они сами об этом попросят и будут настроены
должным образом. Более того: католикам также разрешается просить о тех же
таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют
действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная
духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется физически или
нравственно невозможен»
Православные осуждают католическую
практику, когда детей допускают к таинству Миропомазания и начинают причащать
только со дня «первого причастия» (примерно с 7-12 лет).
Надеюсь
я полностью ответил на ваши вопросы.
|