Главная » Статьи » Толкование Писания » Толкование Писания |
Толкование На Евангелие от Иоанна гл 1 стих., стих 2: «Оно [Слово] было в начале у Бога». Оно было в начале у Бога. Бог Слово никогда не отделялся от Бога и Отца. Так
как Иоанн сказал, что и Слово было Богом, то, для того что бы не смутила
кого-нибудь такая мысль: если и Слово есть Бог, то не восставало ли Оно
когда-нибудь против Отца, как боги язычников в их мифах, и если отделилось от
Него, не стало ли противником Богу? - поэтому Иоанн говорит: что хотя Слово
есть и Бог, однако же Оно опять у Бога и Отца, вместе с Ним пребывает и никогда
не отделялось от Него. - Не менее прилично сказать держащимся Ариева учения и
это: слушайте, глухие, называющие Сына Божия делом и творением Его; вы
разумейте, какое имя Сыну Божию приложил евангелист: он назвал Его Словом. А вы
именуете Его делом и творением. Не дело Он и не творение, а Слово. Слово двух
родов. Одно - внутреннее, которое мы, когда и не говорим, имеем, то есть
способность говорить, ибо и тот, кто спит и не говорит, имеет, однако же,
положенное в нем слово и не потерял способность. Итак, одно слово внутреннее, а
другое произносимое, которые мы и устами произносим, приводя в действие
способность говорить, способность умственного и внутри лежащего слова. Хотя
таким образом слово двух родов, однако же, ни которое из них не подходит к Сыну
Божию, ибо Слово Божие не есть ни произносимое, ни внутреннее. - Те слова
естественны и наши, а Слово Отца, будучи выше естества, не подлежит дольным
хитрословиям. Посему хитрое умозаключение Порфирия язычника распадается само
собою. Он, пытаясь ниспровергнуть Евангелие, употреблял такое разделение: если
Сын Божий есть слово, то или произносимое, или внутреннее слово; но Он ни то,
ни другое; следовательно, Он не есть Слово. Итак, евангелист вперед разрешил
это умозаключение, сказав, что внутреннее и произносимое говорится об нас и
предметах естественных, а о сверхъестественных ничего такого не говорится.
Впрочем, нужно сказать, что сомнение язычника имело бы основание, если б это
имя "Слово" было вполне достойно Бога и собственно и существенно
употреблялось об Нем. Но доселе никто еще не нашел никакого имени, вполне достойного
Бога; ни это самое "Слово" не употребляется собственно и существенно
об Нем, а оно только показывает, что Сын родился от Отца бесстрастно, подобно
как слово от ума, и что Он стал вестником воли Отчей. Порфирий язычник,
несчастный, привязывается к имени и, слыша об Отце, Сыне и Духе, ниспадает на
вещественные отношения и воображает в уме плотских отцов и сыновей, и ветер
воздушный может быть южный или северный, или другой какой, производящий бурю?
Но если хочешь узнать, что за слово - Божие Слово, то слушай, что следует далее… Все чрез Него начало быть… Феофилакт
Болгарский - Архиепископ | |
Просмотров: 1195 | |
Всего комментариев: 0 | |