Среда, 19.12.2018, 02:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Христианские статьи » Христианские статьи

Католический социализм (Христианский социализм, Православный социализм).

Католический социализм

(Христианский социализм, Православный социализм).

 

  Коммунисты и социалисты очень часто признавали родственность социализма и христианства, признаваясь что именно Евангелие являлось той колыбелью из которой вырос социализм и как следствие и развитие социализма, коммунизм. Вот что по этому поводу говорит лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Первым коммунистом в новом летосчислении был Иисус Христос, который страждущих, сирых, больных возвышал, за это и пострадал (..) практически во всех религиях есть один общий постулат — возлюби ближнего как себя самого. Вот в этом и заложена суть идеи коммунизма» (Геннадий Зюганов)

  С ним согласен и социалист Уго Чавес: «Капитализм — путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа — который, по-моему, был первым социалистом, — только социализм может действительно создать достойное общество». (Уго Чавес)

  О социализме прямо сказано в Евангелии: «Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2:44-45)

  Христианский социализм  - это способ социального бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански для подготовки к Царству Небесному, когда, по слову святителя Иринея Лионского, «достойные постепенно привыкают вмещать Бога». И христианский социализм - образ такого христианского жития для общин всех уровней, начиная с прихода и кончая государством (если оно провозглашает себя христианским). В основе христианского социализма лежит христианская любовь, любовь к Богу и ближнему. Каждый служит всем остальным. Христианский социализм вырастает из любви и является той общественной формой, в которой христианская любовь сохраняется наилучшим образом.

  Христианский социализм (или «христианский коммунизм», «католический социализм» «православный социализм») провозглашен в Священном Писании и апостольском предании. Попытками его реализации, вплоть до наших дней, полна история, в том числе - и русская.

  Последнее время и в среде православных появилось сильное православное социалистическое движение, которое утверждает что христианские принципы совместимы с социализмом, более того, они считают, что в исторической реализации христианского социализма видится воля Божия о русском народе, и оба крупнейших государственных проекта России - и «Третий Рим» (Русская православная империя) и «Третий Интернационал» (СССР) - были с разных сторон попытками приблизиться к этому идеалу. Об Русском (православном) христианском социализме можно прочитать в статьях Христианский социализм как русская идея и Православный социализм как будущее России. Русские православные христиане считают, что Христианский социализм должен войти в социальную доктрину РПЦ.

  На мой взгляд, именно христианский социализм, является той точкой соприкосновения, на которой возможно будущее объединение двух половинок (католической и православно) одной Единой Вселенской Апостольской Церкви.

  А теперь подробно остановимся на католическом социализме:

  Выражением «Католический социализм» обозначают течения в католицизме, которые характеризуются особенной заботою об участи рабочих классов и, опираясь на религиозные соображения, выдвигают вперед необходимость более или менее значительных социальных реформ.

  В более узком смысле этот термин применяется к мировоззрению только тех из католиков социального направления, которые в требуемой ими реформе отводят широкую роль государству; Католики-социалисты или социал-католики противопоставляются в последнем случае католикам либеральным (школа Леплэ, Клодио Жаннэ, Перэн и др.), не допускающим государственного вмешательства в экономические отношения и ожидающим полного обновления общества от Католической пропаганды, благотворительности промышленников и самопомощи рабочих. Не оспаривая желательности всех этих мер, Католики-социалисты считают их недостаточными; в настоящем они требуют самого широкого рабочего законодательства, а в будущем - более справедливой формы распределения. С их точки зрения, существующий эконом. порядок не соответствует справедливости, как ее понимает христианская церковь. Опираясь на изречения св. Фомы, Дунса Скота, св. Василия и Иоанна Златоуста («что может быть неразумнее, как сеять без земли, без дождя и без сохи? те, кто занимается таким земледелием, собирают лишь плевелы, которые будут брошены в огонь вечный»; «получать доход без труда, значит быть ростовщиком» и т. п.), более крайние из Католиков-социалистов заодно с ростом осуждают вообще всякую прибыль на промышленный капитал. Другие довольствуются осуждением особенно грубых форм эксплуатации рабочих и видят причину социального зла преимущественно в свободной конкуренции. Результатом последней является, по их мнению, нравственное одичание всего общества, понижение благосостояния рабочих и обострение социальной борьбы. «Человек, отданный на произвол закона спроса и предложения, перестает быть человеком и делается вьючным животным» (де Мён).

 

  Ответственность за промышленную конкуренцию французские социал-католики в прошлом возлагают на великую революцию, а в настоящее время - на либерализм, которому они враждебны и с религиозной, и с демократической точки зрения. Свобода промышленности и свобода труда выгодны лишь для богатых. «Священное Писание, постановления св. соборов и первосвященников, - говорится в коллективном труде французских социал-католиков, - с древнейших времен и доныне освящали божественное право на труд, на его регламентацию и на покровительство духовным и материальным интересам людей труда. Земные власти обязаны вмешиваться в экономическую область, дабы обеспечить здесь соблюдение божественного закона, т. е. допускать добро, не допуская зла» (laisser faire le bien saus lasser faire le mal). Государство должно ограничить рабочий день 9-10 часами, запретить женщинам участие в ночных и опасных работах, совершенно удалить с фабрик детей, обеспечить рабочим вознаграждение на случай увечий и старости, установить законодательным путем minimum заработной платы и проч. Только та плата может считаться достаточной, которая, во-первых, обеспечивает необходимый для существования рабочих доход, во-вторых, предлагает рабочему эквивалент опасности, которой он подвергается на службе у капиталиста, и, в-третьих, доставляет эквивалент нормальной траты его сил. «Каждый имеет право на хлеб или на труд» (кард. Маннинг); «бедный может брать, что ему необходимо; никто не смеет ему мешать в этом» (журнал «Association Catholique»). Деятельность государства должна восполняться деятельностью рабочих союзов. Свободу профессиональных ассоциаций Католики-социалисты рассматривают, как самое драгоценное и неотчуждаемое право рабочих. Правительство должно не только разрушать и охранять подобные ассоциации, но еще обеспечивать за ними возможно широкую автономию и некоторые привилегии. По известным вопросам голос рабочих союзов должен быть решающим.

 

  Некоторые из Католиков-социалистов идут еще дальше: они требуют признания рабочих союзов обязательными официальными учреждениями. Другие настаивают на том, чтобы такие союзы объединяли не одних рабочих, но вместе с ними и хозяев, по типу средневековых корпораций. Последние при этом чрезвычайно идеализируются, и из виду упускается историческая перспектива. Французские и бельгийские католики ввиду неудачи предпринимавшихся до сих пор опытов смешанных союзов несколько охладели к этой мысли, чего нельзя сказать об их немецких собратьях. Духовенству в предстоящей социальной реформе католиками отводится далеко не последнее место. Предполагается, что оно проникнется чисто демократическим духом и выступит на защиту рабочих, отстаивая их интересы против притязаний предпринимателей. Всех истинных католиков, и во главе их - Католическое духовенство, де Мён призывает «идти в народ». Таков единственный, но верный путь для доставления полного торжества католицизму. Без улучшения экономического положения народа религия не может пустить в массах глубоких корней. «Не проповедуйте Евангелия пустому желудку, он вас не станет слушать» (монсеньер Айрлянд). «Наступающий век будет принадлежать не капиталистам, не буржуазии, а народу. Если приобрести его доверие, можно сделаться его советником» (Маннинг). Некоторые из Католиков-социалистов (см. книгу Грегуара) намечают такую схему трех стадий развития, обусловливаемых народной политикой Католической церкви: первая стадия - разрыв c буржуазией и временное гонение на религию; вторая - присоединение к церкви рабочих и затем всего народа; третья и последняя стадия - полное торжество социалистического католицизма после низвержения буржуазного строя.

 

  Во всех изложенных мыслях Католики-социалисты стараются опираться на авторитет св. Писания и отцов церкви, а с 1891 г. - еще и на изданную Папой-социолистом Львом XIII энциклику «Rerum Novarum», где глава Католической церкви, признавая наличность социального зла и видя в современном обществе, «с одной стороны, всемогущество богатства, с другой - бессилие бедности», требует от Католического духовенства энергичной работы на пользу народа. Рабочие союзы и рабочее законодательство указываются и Львом XIII как два главнейшие фактора социальной реформы. Энциклика «Rer. Nov.» представляет собою минимальную программу тех требований, которые выставляются Католиками-социалистами всех стран. Во Франции социально-католическое движение всего древнее и всего богаче теоретической литературой. Непосредственным предшественником его здесь надо считать Сен-Симона, главное сочинение которого, «Новое христианство» (1825 г.), было написано с целью пробудить в Катлическом духовенстве сознание его обязанностей перед народом. Здесь рисуется план будущего общественного строя, в котором первенствующее место займет духовенство и который в то же время обеспечит благосостояние «класса наиболее многочисленного и наиболее бедного». Теократический элемент «Нового христианства» был развит далее учениками С.-Симона, причем Базар и Анфантен создали своеобразную сенсимонистскую церковь, а Исаак Перейра и Густав д'Эйхталь предложили в своих сочинениях обратиться к теократии уже существующей - к католической церкви, и возложить на нее заботу о рабочем классе. Более последовательное и полное проведение этой мысли принадлежит Ламеннэ, доказывавшему в основанном им журнале «L'Avenir» (в 1830 г.), что церковь не нуждается в поддержке сильных и богатых и что, сделавшись ультранародной, она не только выполнит заветы своего основателя, но еще и обезопасит себя от всяких потрясений.

 

  Еще более крайние социалистические и коммунистические задачи ставились перед Католической церковью аббатами Констаном и Шантомом, Шевэ, Калланом, Дилье и др. Некоторые из коммунистов и социалистов, как, например, Бюшэ, Эскирос и Кабе, пошли навстречу этому движению и аргументировано доказали полное соответствие идеалов социального и христианского. Энциклика Папы Пия IX. (который опасался втягивания церкви в межклассовое противостояние) от 8 дек. 1849 г. положила конец этому движению, возобновившемуся в совершенно иной, практической и сначала крайне умеренной форме лишь в 1871 г., когда граф де Мён и др. воспользовались некоторыми рабочими кружками для пропаганды католицизма. После громадного, но временного успеха кружки пришли в упадок, а их инициаторы занялись теоретической разработкой своих взглядов, становившихся все более радикальными, и практическим их применением при помощи законодательства.

 

  Католики-социалисты представлены были в палате де Мёном, Грандмэзоном и др., энергично отстаивающими как интересы рабочих, так и интересы Католической церкви. Органом партии служит журн. «Association Catholique». В Германии социально-Католическое движение началось также рабочими кружками, основанными в 40-х гг. свящ. Кольпингом. Большое значение кружки эти получили благодаря поддержке епископа Майнцского Кеттелера. В своем главном труде «Arbeiterfrage und Christenthum» (1864) Кеттелер выдвигает экономическую проблему как главную задачу нашего времени, в самых мрачных красках рисует положение рабочего класса (сходясь во многом с Лассалем) и видит выход, также подобно Лассалю, в широких рабочих кооперациях. Последователи Кеттелера, Муфанг и Хитце, подчеркнули в особенности необходимость рабочего законодательства, причем первым из них основан был официальный орган партии «Christlich-sociale Bl ä tter», второй же явился наиболее видным ее представителем в рейхстаге. Рабочие католические кружки в Германии (среди крестьян и среди фабричных рабочих) с течением времени чрезвычайно умножились и обнимают теперь более 75 тысяч членов; вообще вся партия отличается крепкою организацией и энергичною деятельностью.

 

  В Австрию социально-Католическое движение занесено было из Германии Рудольфом Мейером, последователем Родбертуса и Кеттелера, автором сочинения «Emancipationskampf des vierten Standes». Главнейшими руководителями его явились: барон Фогельзанг, основавший журнал «Vaterland», официальный орган австрийских Католиков социалистов, граф Куэфштейн, разработавший в своем сочинении «Die Grundz ü ge d. bedeutendsten Parteien» (1880) вопрос об отношении церкви к росту и к прибыли, кн. Лихтенштейн, оратор и политический деятель, автор сочинения «Ueber Interessenvertretung im Staate» (1875), иезуит Кольб и другие. Особенностью австрийского движения является его антисемитический и аристократический характер. Полную противоположность представляет то же движение в Швейцарии, где во главе его стоит член национального совета Гаспар Декуртэн, последовательный народоволец и убежденный католик. Ему отчасти Швейцария обязана своим рабочим законодательством; им основано обширное рабочее бюро, так называемое Sécrétariat du Peuple; им же была пущена в обращение мысль, поддержанная имп. Вильгельмом II, о необходимости международной конференции по рабочему вопросу.

 

  Немногочисленная, но энергичная социально-Католическая партия в Швейцарии одерживает частые победы на выборах и остается не без влияния на усиливающееся распространение католицизма в стране. В Бельгии до последнего времени господствовала среди католиков либеральная школа Перэна. Представителями социалистического направления явились епископ Дутрелу и аббат Потье с своей книгой «Ce qu'il y a de l égitime dans les révendications ouvriè res» (1889). На Католическом конгрессе 1890 г. в Льеже одержало верх требование государственного вмешательства в пользу рабочих. С тех пор социально-Католическое движение получило в Бельгии значительное развитие, чему немало способствовала основанная в 1891 г. и имеющая теперь более 100 тысяч членов «демократическая лига», а также многочисленные периодические издания («Het Volk» в Генте, «Le Bien du peuple» в Льеже, «Le pays Wallon» в Шарлеруа и др.). Последним своим торжеством на выборах (1894) католики обязаны той популярности, которую приобрела среди рабочих их социальная программа. В Англии, равно как и в Соединенных Штатах, хотя и нельзя отметить целой партии Католиков-социалистов, имеются, однако, отдельные личности из среды Католического духовенства, которые, заинтересовавшись судьбою рабочих, выступили в качестве их защитников на практическом или на теоретическом поприще. В Англии кардинал Маннинг пользовался такою популярностью среди рабочих, что благодаря его вмешательству прекратилась стачка доковых рабочих в 1889 г.; за ним последовал епископ Ноттингамский, Эдуард Бэгшоу (Bagschawe), с памфлетом «Mercy and Justice to the poor». В Соединенных Штатах кардинал Гиббонс выступил на защиту американского «ордена рыцарей труда», когда тому грозило осуждение из Рима; священник Мак Глин - откровенный социалист, союзник Генри Джоржа; монсеньор Айрланд -  католик-народник в духе Декуртэна и выдающийся оратор.

  Католическая церковь всегда старалось выступать защитником рабочего и крестьянского, обездоленного класса. Более того, только в католическом катехизисе (в некоторых отдельных редакциях) неуплата или не достойная оплата труда со стороны работодателя считается смертным грехом наряду с убийством, а за рабочими признается право на забастовку в подобном случае. Именно своим социалистическим уклоном и отличается Католическая церковь, от протестантской и православной (правда и в православии в последнее время возникло социал-православное движение, об этом я писал выше), которые, всегда стояли на страже интересов капиталистов, отводя рабоче-крестьянскому классу роль смиренных овечек, обязанных смиренно терпеть все-то зло, которое им делает власть капиталистов, аргументируя это тем что «всякая власть от Бога». Католичество же утверждает, что «власть от Бога» имеет задачу заботится и защищать беззащитных, обездоленных, и если власть не желает исполнять свои обязанности, возложенные на нее Богом, то такая власть уже не от Бога, и граждане имеют право в свою очередь, отказаться от своих обязанностей перед такой властью. Более того ряд принципов христианского социализма включён в социальную доктрину современного католицизма.

 

При написании стать использовались материалы из Википедии. Словарь Брокгауза и Эфрона. А также материалы с сайта: Христианский социализм, как русская идея

Категория: Христианские статьи | Добавил: Alekca (28.03.2012)
Просмотров: 992 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]