Четверг, 15.11.2018, 09:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Христианские статьи » Христианские статьи

Библейская археология. Часть 1 (Продолжение)

Библейская археология

 

Часть 1

(Продолжение)

Начало читай здесь: Начало

 

Книга Бытия: от Авраама до Соломона

 

Гай и Беер-Шеба

 

«И явился Яхве Аврааму и сказал: «Твоему потомству я отдам эту страну». И он построил там жертвенник для Яхве, который явился ему там. И двинулся он оттуда к горе восточнее Бет-Эля и раскинул свой шатер. -  Бет-Эль с запада и Гай с востока, -  и построил там жертвенник, и призвал по имени Яхве»

 

(Бытие 12:8)

 

Город Гай, современный эт-Телль, рядом с которым Авраам поставил алтарь, был полностью раскопан археологами. Исследовавший его Дж. Каллэвэй отмечает, что город был заселен примерно от 3200 по 2400 годы до н.э. Затем он был полностью разрушен и покинут. Восстановлен он был примерно 1200 г. до н.э. Материалов времени Авраама не найдено.

 

 «И он (Исаак) поднялся оттуда в Беер-Шеву. И явился к нему Яхве той ночью и сказал : «Я-Бог Авраама, отца твоего. Не бойся, ибо с тобою Я, и Я благословлю тебя и умножу твое потомство ради Авраама, раба Моего». И построил он там жертвенник, и назвал его именем Яхве, и поставил там свой шатер, и вырыли там рабы Исаака колодец… И было в тот день, и пришли рабы Исаака и сообщили ему о колодце, который они выкопали, и сказали ему:«Мы нашли воду». И он назвал его: Шива, потому до сего дня имя города Беер-Шева»

(Бытие 26:23-25; 32-34);

 

«И упрекал Авраам Авимелеха из-за колодца с водой, который отобрали рабы Авимелеха. И сказал Авимелех: «я не знаю, кто сделал это, и ты тоже не рассказывал мне, и я тоже не слышал до сего дня». И взял Авраам барана и быка и дал Авимелеху, и они вдвоем заключили договор. И поставил Авраам семерых ягнят отдельно. И сказал Авимелех Аврааму: «что это за семеро этих ягнят, которых ты поставил отдельно?». И он сказал: «Ибо семерых ягнят ты возьмешь из моих рук, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодец». Поэтому называется это место Беэр-Шева, ибо там они поклялись оба. И они заключили союз в Беэр-Шеве, и встал Авимелех и Пихол, начальник его войска, и они вернулись в страну филистимлян. И он посадил тамариск в Беэр-Шеве и назвал там именем Яхве, Бога вечного. И жил Авраам в стране филистимлян долгие дни».

 

(Бытие 21: 25-34)

 

Остатки библейской Беер-Шебы были обнаружены в районе северного Негева, в нескольких километрах от существующего и поныне города Беер Шева. Холм, скрывавший древнее поселение, так и назывался: Тель Шева.

 

Древний город был построен на невысоком холме у берега пересыхающей летом, но полноводной зимою реки. Такие речки называются по-арабски «вади». В библейской традиции Беер-Шеба всегда была символом южной границы Израиля, территорию которого очерчена в характерном библейском выражении «От Дана до Беер-Шебы».

 

Раскопки 1969 - 1976 годов выявили слои разных периодов: доизраильского поселения каменного века, израильского укрепленного города, возникшего в конце XII века до н.э., города Иудейского царства, крепостей персидского и римского времени.

 

Причем в самых ранних слоях поселения обнаружена филистимлянская керамика, что напоминает о сюжете книги Бытия, связанном с колодцем Беер-Шебы. Сам он располагался у городских ворот рядом с древнейшими зданиями городища. Руководитель раскопок Ахарони предположил, что нашел тот самый колодец, о котором говорится в книге Бытия. Однако он был выкопан в слое, датирующемся концом XII века до н.э. Отнести его к более раннему периоду, а тем более ко времени Авраама - XXI веку до н.э. - невозможно. Поскольку датировка явно противоречила традиционной библейской хронологии, израильскому археологу оставалось только предположить, что повествования о патриархах возникли не раньше XII века до н.э., уже после Исхода из Египта и завоевания Ханаана.

 

К концу XI века до н.э. в Беер-Шебе появляется весьма своеобразная фортификационная система. Дома были настолько тесно пристроены друг к другу на вершине холма, что образовывалась сплошная оборонительная стена с узким проемом для ворот. Дома были открыты внутрь поселения, по направлению к центральной площади, где держали крупный рогатый скот.

 

Принципиально иным стал город в середине X века, в так называемый «царский» период истории Израиля. Беер-Шеба времени Давида и Соломона – это большой укрепленный город, административный центр южной части государства. Территория поселения составила около 3 га. Город получил регулярную планировку, мощную оборонительную стену из сырцовых кирпичей на каменном цоколе, а также ворота с четрехкамерным сторожевым помещением, типичные для израильской военной архитектуры того времени. Несмотря на ряд перестроек, планировка города сохранялась на протяжении почти трехсот лет.

 

Век спустя новая оборонительная стена заменила обветшавшую старую. Теперь это была уже так называемая казематная конструкция, состоящая из двух параллельных стен, пространство между которыми было разделено на небольшие помещения различного предназначения.

Беер-Шебу следующего, VIII века, можно назвать классическим для Иудейского Царства примером провинциального пограничного города. Территория его была разделена на кварталы. Главная улица пересекала центр города, а к окраинам улицы шли постепенно закругляясь параллельно линии городской стены. Все они встречались в одном месте - на площади у ворот. Под улицами были проложены водостоки, ведущие в центральный канал под городскими воротами, который выводил воду в колодец за городской стеной.

 

Другая впечатляющая система водоснабжения была создана в северо-восточной части города. Внутри стены каменная лестница вела к вырубленному глубоко в скале водосборнику, обеспечивавшему город водой во время длительных осад. В восточной части находился огромный, около 600 кв. м., складской комплекс, где обнаружили тысячи сосудов, многие из которых предназначались для перевозки продуктов.

 

Вблизи от городских ворот стоял и дворец правителя с многочисленными комнатами и тремя большими залами для приемов.

 

Подсчитано, что в VIII веке до н.э. население Беер-Шебы насчитывало от 400 до 500 человек, включая чиновников и солдат. Находка алтаря in situ и частей от него в более поздней постройке свидетельствуют о существовании храма или культового центра, который видимо, был разрушен во время реформы царя Иезекии.

 

Беер-Шеба был разрушен ассирийским царем Саннаххерибом во время похода против Иудеи в 701 году до н.э. Возникшее в VII веке на месте города маленькое бедное поселение прекратило свое существование с завоеванием Иудеи вавилонским царем Навуходоносором II в 587-586 годах.

 

Герар

 

«И был голод в стране, такой же, как первый голод, который был в дни Авраама. И пошел Исаак к Авимелеху, царю филистимлянскому в Герар. И призрел на него Яхве, и сказал: «Не ходи в Египет, поселись в Стране, о которой Я скажу тебе. ... И поселился Исаак в Гераре».

 

(Бытие 26:1-2, 6)

 

Герар, отождествляемый с городищем Телль Харор, упоминается в Книге Бытия как город филистимлян. Как известно, они пришли в Ханаан около 1175 гг. до н.э. Египетские источники называют их «Пелест» по имени одного из «народов моря», нашествие которых отбил фараон Рамсес III.

 

Телль Харор, общая площадь которого составляет примерно 1,6 га, был одним из самых крупных поселений Бронзового века в Южном Ханаане. Самый ранний слой, относящийся к XII-XI векам, содержал огромное количество характерной прекрасно украшенной филистимлянской керамики. Одна из хозяйственных ям дала большую коллекцию бракованных железных изделий, что свидетельствует о производстве здесь железных орудий. Как считает израильский археолог Эльцер Орен, Телль Харор был основан примерно в XVIII веке, существовал он и в эпоху Поздней Бронзы, Железного Века 1-2 и в персидский период. Однако не только строительных остатков, но и никаких находок керамики, которые могли бы датироваться XXI веком до н.э. - временем Авраама - обнаружено не было.

 

Могила Авраама в Мамре

 

И вот время жизни Авраама, которое он прожил: сто семьдесят пять лет. И он преставился и умер в доброй седине, старый и насыщенный днями, и присоединился к своему народу. И похоронили его Исаак и Исмаил, его сыновья, в пещере Махпела на поле Эфрона сына Цохара, хетта, которое перед Мамре, на поле, которое купил Авраам у хеттов; там похоронены Авраам и Сара, его жена».

 

(Бытие 25: 7-11)

 

Могила Авраама в Мамре отождествляется с современным Бэйт Эл-Халил, или Харам Эл-Халил. Раскопки на этом месте выявили остатки двух башен с керамикой IX-VII веков до н.э. По всей видимости, они стояли у входа в священный участок - теменос. Исследования в самом теменосе дали огромное количество керамики XII – IX веков, при том, однако, что никаких строительных остатков этого периода обнаружено не было.

 

Культовый комплекс предполагает бытование легенд, связанных с Авраамом, в IX -VII веках до н.э. Это почти на 300 лет позже колодца Беер-Шевы, что указывает на время формирования традиции о погребении Авраама в Хевроне на протяжении XII - IX веков до н.э.

 

Боцра

 

«А вот цари, которые царствовали в стране Эдом до того, как царствовали цари у Сынов Израиля. И царствовал в Эдоме Бела сын Беора, и имя егог города Динхава. И умер Бела, и воцарился вслед за ним Йовав сын Зераха из Боцры…»

 

(Исход 36:31-33)

 

Боцру, древнюю столицу государства Эдом, отождествляют с современной деревушкой Базейрах в Северном Эдоме. Этот древний город стоял на страже как царской дороги, главного пути через Трансиорданию, так и крупнейшей трассы того времени, ведущей к Вади Арабаху, Негеву и далее в Южную Иудею.

 

Раскопки показали, что это был самый крупный укрепленный пункт региона, с монументальными общественными зданиями. Город возник не ранее VIII века до н.э., а основное время его существования охватывало VII - VI века.

 

Приведенный фрагмент Книги Бытия, таким образом, не мог быть составлен до этого периода. Библия сообщает, что Боцра была населена потомками Исава, и они упоминаются как цари Эдома, правившие еще до того, как в Израиле установилась царская власть. Поэтому принятую датировку правления Саула, первого Израильского царя (обычно 1020 - 1000 годы до н.э.) придется, видимо, существенно корректировать.

 

Иерихон

 

«Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных. Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны… Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город… А город и все, что в нем, сожгли огнем…».

 

(Книга Иисуса Навина 6:1-4, 19, 23)

 

Раскопки Иерихона начались в 1907 году немецкой археологической экспедицией под руководством Эрнста Зеллина. Целью был поиск обрушившихся стен города, которые и были найдены. Размеры их поразили. Толщина наружной стены составляла примерно полтора, внутренней - три с половиной метра!

 

Продолживший в 1920 - 1930 годах раскопки Джон Гэрстэнг объявил, что найдены стены легендарного города, рухнувшие от трубных звуков. «Что же до главного факта, - писал Гарстэнг, - то в нем, таким образом, не остается никаких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город». Казалось, что наконец-то найдено полное подтверждение библейского текста. Однако…

 

В 1953 году за раскопки Иерихона взялась знаменитый британский археолог Кэтлин Кэньон. И вскоре от предположений Гэрстэнга и его предшественников не осталось и следа. Были открыты еще одни стены, но…VIII тысячелетия до нашей эры! Они были построены и обрушились за многие тысячелетия до предполагаемых библейских событий, в период, получивший название «докерамический неолит А». Ранний город был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий и существовал примерно до 6935 года - именно эту дату дал радиокарбонный анализ материалов из одного помещения, погибшего в пожаре. Об интенсивной жизни древнего города свидетельствует то обстоятельство, что зафиксировано не менее 23 строительных периодов.

 

Ранняя стена Иерихона охватывала площадь 2,5 га. Внутри располагались круглые хижины из необожженного кирпича. По подсчетам археологов, здесь жило огромное для того времени население - около трех тысяч человек. Но более всего потрясли исследователей остатки башни. Только ее раскопанная высота составляла 8 метров - столько же, сколько и диаметр! Снаружи к ней примыкал каменный вал, а со стороны города - лестница. Перед стеной был ров шириной более 8 и глубиной около 3 метров.

 

Все это не было, однако, библейским Иерихоном. Скорее, им мог быть возникший здесь пять тысячелетий спустя город Бронзового Века. К нему и относились остатки обрушившихся стен, открытые в свое время Гэрстэнгом. Правда, ко времени предполагаемого штурма города Иисусом Навином - около 1220 года до н.э. - и их уже не было. Они существовали между 3000 и 2300 годами, причем не менее семнадцати раз отстраивались. За последние три раза оборонительная линия города претерпела кардинальную реконструкцию, стены были спущены по склону холма почти на семь метров. Именно они, сооруженные почти на тысячу лет раньше похода Иисуса Навина, и были приняты Гарстэнгом за библейские стены Иерихона.

 

Около 2300 года Иерихон постигла катастрофа. Запустение продолжалось почти 400 лет - до 1900-х годов, когда здесь возникло новое поселение. Это был Иерихон Среднего Бронзового Века, существовавший примерно до середины XVI века до н.э. - времени разгрома города гиксосами. Затем город вновь запустел. Около 1400 года на поселении появляются какие-то слабые признаки жизни, но ко времени похода Иисуса Навина и они затухают. Нет никаких следов и двух сменивших Иерихон городов: города пальмовых ветвей и Иерихона, где, по Библии, останавливались послы царя Давида.

 

Восстановление Иерихона Гиилом Вифлиянином во времена царя Ахава в начале IX века до н.э. (сообщение 3 Книги Царств 16:34) могло быть, считает К. Кеньон, акцией «незначительного масштаба», поскольку она не оставила «никаких следов заселения». По мнению Т. Холланда, после того, как Иерихон был покинут примерно в 1350 - 1275 годах, ранее VII века он так и не возрождался. Последний период существования древнего города завершился в 587 году до н.э. нашествием армии вавилонского царя Навуходоносора II и «вавилонским пленением иудеев». После этого поселение Эйн Эс-Султан – Иерихон было покинуто вплоть до римских времен.

 

Хацор

 

«В то же время, возвратившись, Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышущее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господен. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин».

 

Книга Иисуса Навина 11:11-13.

 

 «И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господен и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер» (3 Книга Царств 9:15).

 

 «Во дни Факея, царя Израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кадеш, и Хацор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию»

 

(4 Книга Царств 15:29).

 

Раскопки Хацора, начатые в середине 1950-х годов под руководством Йегуэля Ядина, были самыми масштабными за все годы существования государства Израиль. Интерес к городу был продиктован Библией, тем более, что речь шла о завоевании Ханаана - важнейшей вехе истории Израиля. Ядин надеялся открыть не только библейский Хацор, но и предшествовавший ему ханаанейский город. Особенно привлекала возможность найти его клинописный архив, подобный тем, что сохранились от второго тысячелетия до н.э. в Месопотамии, Египте и Сирии. Письма из Хацора, обнаруженные в других архивах, позволяли надеяться на успех. Тем более что в 1962 году оказавшийся на раскопках американский турист случайно подобрал на поверхности холма… клинописную табличку, упоминавшую Хацор и его правителя!

 

Увы, находка так и осталась единственной в своем роде. Зато раскопки позволили воссоздать историю древнего города, самого крупного и значительного во всем регионе. Его общая площадь уже во втором тысячелетии составляла около 80 га, а население достигало почти 20 000 человек. Достаточно сказать, что территория Хацора в 10 раз превышала Иерусалим эпохи Давида и Соломона!

 

Древнейшие сведения о Хацоре содержатся в египетских текстах проклятия, относящихся к XIX веку до н.э. Это единственный ханаанейский город, удостоившийся упоминания в архиве города Мари (XVIII в.). Документы показывают его значение, богатство и обширные торговые связи. Он фигурирует и в знаменитом Телль-Амарнском архиве египетской столицы, относящемся к XIV веку. Неоднократны упоминания города в победных надписях египетских фараонов XV - XIV веков. Выгодное стратегическое положение на пути, соединявшем Египет и Вавилон, сделали Хацор, как сказано в Библии, «главой всех тех царств».

 

Завоевание Хацора израильтянами открыло дорогу к подчинению ими Ханаана. Город был отстроен и укреплен царем Соломоном, он процветал во время правления царей Ахава и Иеровоама II.

 

Городище Хацор делится на две части: верхний и нижний город, окруженный стеной. Самое раннее поселение появилось в третьем тысячелетии до н.э. и ограничивалось территорией верхнего города. Нижний был заселен позже, в XVIII веке. Жизнь ханаанейского Хацора продолжалась до XIII века. (конец Позднего Бронзового Века), когда были уничтожены обе части города. Следы сильных разрушений и пожаров подтверждают сведения Библии о взятии города израильтянами.

 

Хацор израильского периода занимал лишь верхнюю часть бывшего ханаанейского города. От эпохи Судей сохранились весьма бедные архитектурные фрагменты, свидетельствующие о непостоянном заселении города. Единственная примечательная постройка, обнаруженная Ядином, - культовое сооружение, представлявшее собою искусственное возвышение, напоминающее по форме скамью. На полу лежали кувшин с бронзовыми посвятительными предметами и два светильника. Другие материалы, отражающие появление израильтян в Хацоре, оказались крайне невыразительными: многочисленные ямы, заполненные золой и битой керамикой, относящиеся к XII-XI векам.

 

Дальнейшие исследования, однако, показали, что все это могло скопиться максимум за 50, но никак не за 200 лет. И это сразу же создало разрыв между гибелью ханаанейского города и появлениям первых построек израильтян.

 

Подъем Хацора пришелся на Царский период. Согласно Третьей Книге Царств, Соломон наложил дань, чтобы построить укрепления Хацор, Мегиддо и Гезер. Одним из открытий Ядина были шестикамерные городские ворота, связанные с т. наз. двойной или казематной стеной, которые он отнес к Х в. до н.э. Поскольку такие же ворота были обнаружены в Мегиддо и Гезере, археолог сделал вывод о том, что все они были построены царем Соломоном по единой фортификационной системе. Вскоре появился даже термин «Археология Соединенной Монархии» для обозначения строительной деятельности царя Соломона.

 

Точка зрения Ядина и его датировка ворот были приняты большинством археологов. Однако в последнее время появились сомнения, что Давид и Соломон были в состоянии осуществить широкомасштабное фортификационное строительство сразу в трех городах. К тому же оказалось, что ворота в Мегиддо датируются, скорее всегоIX веком, т.е. столетием позже. Да и в самом Хацоре, как указал Ахарони, коллега и главный оппонент Ядина, с хронологией не все ладно.

 

На все эти сомнения должны были дать ответ раскопки 1990-х годов. Вглубь продвигаться мешали остатки трехчастного здания с колоннами и так наз. четырехкомнатного дома, тип которого хорошо известен в израильской архитектуре. Поэтому их разобрали и перенесли на территорию музея под открытым небом. И археологи были вознаграждены: выявились остатки большой постройки, существовавшей от второй половины X до начала IX века. Сразу же возник вопрос: поможет ли она датировать шестикамерные ворота и казематную стену? Ведь сами по себе фортификации – неблагодарный материал для хронологии. Они существовали длительное время, и связанные с ними находки отражают последний период функционирования сооружений. Найденное же здание отделялось от казематной стены мощеной улицей, ведущей к шестикамерным воротам. Соответственно, мостовая отражает самый ранний этап существования как открытого здания, так и всего оборонительного комплекса.

 

Сопоставление показало, что появление шестикамерных ворот с казематными стенами приходится на вторую половину X века. Эту датировку подтверждает и толщина шести слоев, верхний из которых приходится на 732 год до н.э. А стало быть, строительство шести ворот и казематной стены в западной части города действительно укладывается во время правления Соломона или, что менее вероятно, его сына Иеровоама I. В следующем столетии при царе Ахаве территория Хацора расширилась. Восточная часть верхнего города была укреплена мощной стеной и застроена зданиями различного назначения, среди которых выделяются складские помещения. Тогда же появились цитадель и знаменитая система водоснабжения города.

 

Хацор неоднократно разрушали как арамеи, так и ассирийцы. Окончательный удар городу был нанесен в 732 году до н.э. царем Тиглатпаласаром III в ходе кампании, уничтожившей Израильское Царство. Согласно библейскому тексту, жители Хацора были уведены в плен ассирийцами, однако раскопки Ядина позволяют предположить, что какая-то часть населения пережила гибель города и возвратилась на пепелище: в одном из районов удалось найти дома, принадлежавшие одним и тем же людям до ассирийского пожара и после него.

 

В последующие пять столетий какая-то жизнь в городе продолжалось, но только лишь в пределах цитадели. Последнее упоминание Хацора в исторических документах содержится в книге Маккавеев, где говорится, что Йонатан воевал против Деметрия в долине Хацора. Эти события датируются 147 годом до н.э.

 

Продолжение следует...

 

Андрей Сазанов. Доктор исторических наук

Категория: Христианские статьи | Добавил: Alekca (21.11.2012)
Просмотров: 717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]