Среда, 23.05.2018, 02:18
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Проповедь » Проповедь

ЕВХАРИСТИЯ, ТАЙНА, ЧТОБЫ ЕЕ СОВЕРШАТЬ

ЕВХАРИСТИЯ, ТАЙНА, ЧТОБЫ ЕЕ СОВЕРШАТЬ

(Бенедикт XVI)

«Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин 6,32)

  Lex orandi (закон молитвы) и lex credendi (закон веры)

  Дорогие братья и сестры!

  Я много размышлял над внутренней связью между евхаристической верой и богослужением, выявляя связь между lex orandi (закона молитвы) и lex credendi (законом веры) и подчеркивая первенство литургического действия. Евхаристию следует переживать как реально совершаемую тайну веры, с ясным осознанием того, что «понимание веры (intellectus fidei) изначально всегда находится в связи с литургическим действием Церкви». В этой области богословская мысль не может ни в коем случае абстрагироваться от сакраментального порядка, установленного Самим Христом. С другой стороны, литургическое действие никогда не следует рассматривать в общем, абстрагируясь от тайны веры, поскольку источником нашей веры и Евхаристической литургии является одно и то же событие: дар, который соделал Христос из Себя в пасхальной Тайне.

  Красота и литургия

  Связь между уверованной и прославляемой тайной проявляется особым образом в богословском и литургическом значении красоты. В самом деле, литургия – как, впрочем, и христианское Откровение – имеет внутреннюю связь с красотой: она есть «Сияние Истины» (veritatis splendor). В литургии сияет пасхальная Тайна, через которую Сам Христос привлекает нас к Себе и зовет к общности. В Иисусе, как любил говорить св. Бонавентура, мы созерцаем красоту и сияние истоков. Этот атрибут [красоты], на который мы ссылаемся, не имеет ничего общего с эстетизмом, но является способом, с помощью которого истина любви Божией во Христе достигает нас, очаровывает и восхищает, помогая нам превзойти самих себя, устремляясь, таким образом, к нашему истинному призванию: к любви. Уже в творении Бог позволяет увидеть Себя в красоте и гармонии вселенной (ср. Прем 13,5; Рим 1,19-20). Затем, в Ветхом Завете, находим множество знаков сияния силы Бога, которая проявляется с Его славой, через чудеса, совершенные среди избранного народа (ср. Исх 14; 16,10; 24,12-18; Неем 14,20-23). В Новом Завете эта епифания красоты завершается окончательно, в откровении Бога в Иисусе Христе: Он есть полное явление божественной славы. В прославлении Сына сияет и сообщает себя слава Отца (ср. Ин 1,14; 8,54; 12,28; 17,1). И все же, эта красота – не просто гармония форм; «прекраснейший из сынов человеческих» (Пс 44,3) является также мистическим образом Тем, в Ком «нет ни вида, ни величия, чтобы привлечь нас к Нему» (Ис 53,2). Иисус Христос показывает нам, как истина любви умеет преобразовать даже мрачную тайну смерти в сияющий свет воскресения. Здесь сияние славы Божией превосходит всякую земную красоту. Истинная красота – это любовь Бога, которая открылась нам окончательно в пасхальной Тайне. Красота литургии есть часть этой тайны; она является наивысшим выражением славы Божией, в ней, в некотором смысле, Небо показывается на землю. Воспоминание об искупительной жертве несет в себе черты той красоты Иисуса, о которой Петр, Иаков и Иоанн оставили нам свидетельство: когда Учитель, по дороге в Иерусалим, пожелал преобразиться перед ними (ср. Мк 9,2). Поэтому красота – это не какой-то декоративный фактор литургического действия; она является прежде всего его составным элементом, как атрибут Самого Бога и Его откровения. Все это должно привести нас к осознанию того, сколько внимания следует уделять литургическому действию, чтобы оно сияло согласно присущей ей природе.

  Евхаристическое богослужение – дело «Christus totus», «Христа всецелого» Christus totus in capite et in corpore (Христос всецелый во главе всего и в теле)

  Субъектом внутренней красоты литургии является воскресший и прославленный во Святом Духе Христос, Который включает Церковь в Свое деяние. В этой перспективе весьма впечатляют приходящие на ум слова св. Августина, который убедительно описал эту динамику веры, свойственную Евхаристии. Именно в связи с евхаристической Тайной великий святой Иппоны подчеркивает, как Сам Христос уподобляет нас Себе: «Хлеб, что вы видите на алтаре, есть – освященное словом Божиим – тело Христа. Чаша, то есть то, что она содержит, есть – освященное словом Божиим – кровь Христа. Этими [знаками] Христос Господь пожелал вверить нам Свое тело и Свою кровь, которую Он пролил ради нас во отпущение грехов. Если вы приняли их должным образом, то сами стали тем, что приняли». Поэтому «мы стали не только христианами, но и самим Христом». Исходя из этого, можно созерцать таинственное деяние Бога, следствием которого является глубокое единство между нами и Господом Иисусом: «Ибо Христос не есть во главе в том смысле, что не в теле, но Он всецелый есть и во главе и в теле».

  Евхаристия и воскресший Христос

  Поскольку Евхаристическая литургия является по своей сути actio Dei (действие Бога), которое вовлекает нас в Иисуса через Духа, то мы не вправе распоряжаться ее основой по своему усмотрению, и она не может подвергаться сиюминутным веяниям моды. Также и здесь является действительным неопровержимое утверждение св. Павла: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор 3,11). И вновь Апостол народов заверяет нас в том – что касается Евхаристии, – он излагает не свое личное учение, но то учение, которое он, в свою очередь, получил (ср. 1 Кор 11,23). В самом деле, совершение Евхаристии включает в себя живое Предание. Церковь совершает Евхаристическую жертву в послушании приказу Христа, исходя из опыта Воскресшего и из излияния Святого Духа. Поэтому христианская община с самого своего зарождения собирается в День Господень для преломления хлеба - «fractio panis».

  Воскресенье – день, в который Христос воскрес из мертвых, – это также первый день недели, день, который ветхозаветная традиция считала началом творения. День творения теперь стал днем «нового творения», днем нашего освобождения, во время которого мы воспоминаем умершего и воскресшего Христа.

  Поручаю всех вас заступничеству Приснодевы Марии и от всего сердца преподаю вам свое Апостольское благословение.

Из Ватикана.

BENEDICTUS PP. XVI

Категория: Проповедь | Добавил: Alekca (06.05.2012) | Автор: Бенедикт XVI
Просмотров: 602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]