Среда, 23.05.2018, 02:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Проповедь » Проповедь

Евхаристия и таинство Священства

Евхаристия и таинство Священства

(Бенедикт XVI)

 

  Евхаристия и таинство Священства In persona Christi capitis

  Дорогие братья и сестры!

  Внутренняя связь между Евхаристией и таинством Рукоположения проистекает из слов Самого Иисуса на Тайной Вечере: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22,19). Действительно, накануне Свой смерти Иисус установил Евхаристию и одновременно основал священничество Нового Завета. Он есть священник, жертва и алтарь: посредник между Богом Отцом и Его народом (ср. Евр 5,5-10), жертва умилостивления (ср. 1 Ин 2,2; 4,10) приносящая себя на алтарь креста. Никто не может сказать «сие есть тело Мое» и «сия есть чаша крови Моей», как только от имени и от лица Христа, единственного Первосвященника Нового Завета (ср. Евр 8-9). Синод Епископов во время других ассамблей уже рассматривал тему рукоположенного священства, как в связи с идентичностью служения, так и относительно подготовки кандидатов. В этот раз, я считаю важным напомнить о нескольких важных пунктах, которые касаются отношения между евхаристическим Таинством и Рукоположением. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что связь между священническим Рукоположением и Евхаристией видна именно в Мессе, предстоятельствуемой епископом или пресвитером в лице Христа-Главы. Согласно учению Церкви, рукоположение священника является непременным условием для действенного совершения Евхаристии, поскольку «в церковном служении рукоположенного священника Сам Христос присутствует в Своей Церкви как Глава Тела, Пастырь стада, Первосвященник искупительного жертвоприношения». Конечно, рукоположенный служитель «действует также от имени всей Церкви, предстоя перед Богом в молитве Церкви, и в особенности – совершая Евхаристическую жертву». Поэтому необходимо, чтобы священники осознавали, что в своем служении они всегда должны выдвигать на первый план не себя или свое мнение, но Иисуса Христа. Любая попытка сделать себя героями литургического действа противоречит священнической идентичности. Священник является прежде всего слугой, и он должен постоянно стремиться быть знаком, который, как послушный инструмент в руках Христа, отсылает к Нему. Это особым образом выражается в смирении, с которым священник возглавляет литургию, в послушании обряду, соответствуя ему сердцем и умом, избегая всего, что может создать неуместное впечатление, будто ему принадлежит главенствующая роль. Поэтому я советую духовенству всегда углублять осознание собственного Евхаристического служения как смиренного служения Христу и Его Церкви. Священничество, как говорил св. Августин, есть amoris officium, служение любви, оно есть служение доброго пастыря, полагающего Свою жизнь за овец (ср. Ин 10,14-15).

 

  Евхаристия и священнический целибат

 

  Я хочу подчеркнуть, что служебное священство требует – через Рукоположение – полного уподобления Христу. При всем уважении иной практики и традиции Восточных Церквей, необходимо вновь подтвердить глубокий смысл священнического целибата, который по праву считается бесценным богатством; в восточной практике он находит свое подтверждение в том, что в епископы избирают только среди тех, кто живет в безбрачии и в том, что решение многих пресвитеров принять безбрачие окружено большим почетом. В этом выборе священника находят характерное выражение преданность, уподобляющая его Христу, и исключительное посвящение себя Царству Божию. Тот факт, что Сам Христос, вечный Первосвященник, прожил свою миссию вплоть до крестной жертвы в состоянии безбрачия, является надежным ориентиром для понимания смысла традиции Латинской Церкви в этом вопросе. Поэтому недостаточно понимать священнический целибат в сугубо функциональных терминах, поскольку он представляет собой особое соответствие стилю жизни Самого Христа. Этот выбор является прежде всего супружеским; это отождествление с сердцем Христа-Жениха, отдающим жизнь за Свою Невесту. В единстве с великой церковной традицией, с II Ватиканским Собором и с Понтификами, моими предшественниками, я вновь подчеркиваю красоту и важность священнической жизни, прожитой в целибате, в знак полного и исключительного посвящения себя Христу, Церкви и Царству Божию, и, следовательно, подтверждаю обязательность безбрачия для латинской традиции. Священнический целибат, проживаемый в духе зрелости, радости и посвящения, является величайшим благословением для Церкви и для самого общества.

 

  Нехватка священников и пастырство призваний

 

  Говоря о связи между таинством Рукоположения и Евхаристией, я вспоминаю проблему, возникающую в разных диоцезах из-за нехватки священников. Это происходит не только в местах первой евангелизации, но и во многих странах с древними христианскими традициями. Решению проблемы, несомненно, поможет более равномерное распределение духовенства. Для этого необходимо добиться понимания ситуации на всех уровнях. Епископам надлежит обеспечить – привлекая также монашеские общины и новые церковные организации, с учетом их харизмы – более равномерное распределение духовенства и побуждать священников к большей готовности служить Церкви там, где это необходимо, в том числе и ценой жертвы. Кроме того, надо помнить, что перед Церковной Иерархией стоят пастырские задачи, связанные с целью способствовать – особенно в молодежи – внутренней открытости к священническому призванию. Эту ситуацию нельзя решать с помощью обычной прагматичной предусмотрительности. Следует препятствовать ситуациям, когда побуждаемые вполне понятным беспокойством нехватки духовенства, епископы допускают без должного распознавания призвания к специальному образованию и к рукоположению кандидатов, не обладающих необходимыми качествами для священнического служения. Недостаточно сформировавшиеся священники, допущенные к рукоположению без должной рассудительности, вряд ли смогут давать свидетельство, способное вызвать в других желание ответить с готовностью на призыв Христа. В пастырство призваний должна быть вовлечена фактически вся христианская община, во всех своих сферах. Естественно, в этот кропотливый пастырский труд входит и задача приобщения семей, которые зачастую относятся равнодушно или даже враждебно к возможности наличия священнического призвания [у их детей]. Пусть они щедро отзываются на дар жизни и учат детей быть в распоряжении Божьей воли. Одним словом, прежде всего требуется мужество, чтобы предложить молодым принять радикальное решение следовать за Христом, показывая Его притягательность.

 

  Благодарность и надежда

 

  Наконец, необходимо больше доверять и надеяться на Божье провидение. Даже если в некоторых местах отмечается нехватка духовенства, ни в коем случае не следует терять веру в то, что Христос продолжает порождать людей, которые, оставив все, посвятят себя полностью совершению святых тайн, проповедованию Евангелия и пастырскому служению. Хочу выразить здесь благодарность всей Церкви за всех епископов и пресвитеров, преданно и усердно исполняющих свою миссию. Естественно, Церковь благодарна также диаконам, рукоположенным «не для священства, но для служения». Я выражаю особую благодарность пресвитерам fidei donum, которые компетентно и с полной самоотдачей созидают общину, возвещая ей Слово Божие и преломляя Хлеб жизни, не жалея сил в служении миссии Церкви. Следует возблагодарить Бога за великое множество священников, принявших страдание и пожертвовавших жизнью ради того, чтобы служить Христу. Их пример показывает красноречивым образом, что означает быть священником до конца. Эти волнующие свидетельства могут вдохновить многих юношей последовать в свой черед за Христом и посвятить свою жизнь другим, обретя именно так истинную жизнь.

 

  Поручаю всех вас заступничеству Приснодевы Марии и от всего сердца преподаю вам свое Апостольское благословение.

Из Ватикана. 

BENEDICTUS PP. XVI

Категория: Проповедь | Добавил: Alekca (31.03.2012) | Автор: Бенедикт XVI W
Просмотров: 787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]